ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ПРОФСОЮЗ РОССИИ
  rutube

ЧТО БУДЕТ С МОНОГОРОДАМИ? - 02.12.2019

Социально-экономический форум с участием ведущих ученых прошел под эгидой Челябинской областной организации ГМПР.

Будущее большинства малых моногородов под угрозой. Меры господдержки и развития моногородов не работают. Многие градообразующие предприятия ГМК в кризисе. Как помочь работникам таких предприятий? На дискуссионной площадке социально-экономического форума мнениями и выводами делились ведущие ученые региона и страны, представители руководства ГМПР и профсоюзов области.

Помощь или продление агонии?
Специфика моногорода вытекает уже из названия: город с моно-укладом, фактически полностью зависящий от деятельности одного градообразующего предприятия. С этим связаны многие социальные проблемы – минимум альтернатив трудоустройства, демпинг заработной платы, часто некорректное отношение работодателей к работникам. В Челябинской области в «красной зоне» сегодня остаются Бакал и Верхний Уфалей. По последним сообщениям СМИ, в ТОСЭР Верхний Уфалей набирает обороты новая волна оттока трудового населения из-за отсутствия инвесторов.
В ГМПР проблемами моногородов занимаются не первый год. В 2013 г. тема стала предметом обсуждения на пленуме Центрального Совета. В Челябинской областной организации ГМПР работа тоже ведется на всех уровнях соцпартнерства, включая правительство. После массовой акции бакальских горняков, организованной профсоюзом, в 2017-м Бакалу присвоен статус ТОСЭР. В 2019 г. более полумиллиона человек вновь обратили внимание на проблемы моногородов после запуска в интернете акции молодежи областной организации ГМПР. В Верхнем Уфалее в 2017 году после вмешательства профсоюза удалось смягчить социальные последствия массового высвобождения работников предприятия. Тем не менее проблемы остаются и продолжают обостряться.

Государственная программа развития моногородов, которой занимались практически все министерства, как дитя у семи нянек. В прошлом году счетная комиссия опубликовала отчет о реализации программы, и она была закончена. Хотя срок действия предусматривался более длительный. Вошедшие в программу предложения по развитию моногородов не отражали текущую ситуацию. Они были направлены на обучение управляющих команд, обеспечение фонда моногородов. Не были проанализированы реальные ситуации, в которых находились моногорода, их географические особенности. Возможно, надо было дать преференции градообразующим предприятиям, и мы, профсоюз, говорили именно об этом. Поддержать и своевременно модернизировать предприятие, если у него есть достаточный рынок сбыта, думаю, было бы правильно. Отток квалифицированных кадров так можно остановить. Моногородам, считаю, можно помочь. Хотя некоторые эксперты считают это продлением агонии.

Боева.jpg

Светлана Боева

заместитель председателя ГМПР


Всего в России на сегодняшний день 319 моногородов и монопоселений. В том числе 61 относится к муниципальным образованиям горно-металлургического профиля с профорганизациями на предприятиях, относящимися к ГМПР.

«Пенсионерские» города: что с ними делать?
Отток трудоспособного населения – одна из главных проблем монопоселений и вообще всех малых и средних городов. Что делать с такими городами? Если там остается вся инфраструктура, а жителей меньше, снижаются доходы, и все это ложится на областные бюджеты. Такая неравномерность городского развития особенно характерна для Челябинской области.

Мы сделали анализ оплаты труда в наших городах. Номинальная средняя заработная плата по области с января по июль 2019 года составила около 40 тысяч рублей. Что в муниципалитетах? Только в трех зарплата выше среднеобластной. По официальным данным, это Челябинск, Магнитогорск и Пласт. В 18 муниципалитетах зарплата до 30 тысяч рублей.

Екимов.jpg

Олег Екимов

заместитель председателя Федерации профсоюзов Челябинской области

Один из вариантов помощи городам с убывающим населением, по мнению Олега Екимова, создание фондов для поддержания инфраструктуры. Кроме этого – обязать собственников прибыльных градообразующих предприятий часть прибыли вкладывать в социальную сферу, инфраструктуру.

За 5 лет разница между ростом сальдированного финансового результата предприятий области и объемом инвестиций в регионе составит к концу этого года почти триллион рублей. То есть из области фактически ушел триллион рублей. Хотя у нас создан областной Фонд развития промышленности для организации новых производств и обеспечения импортозамещения.

Гордеев.jpg

Сергей Гордеев

зав лабораторией «Модели пространственного развития» челябинского филиала РАНХиГС


Один из способов решения проблем градообразующих предприятий – создание системы внутриобластной производственной кооперации. Цель – мотивировать компании отправлять свою продукцию потребителям в границах области и этим помогать с заказами и сбытом проблемным предприятиям. Мы приветствуем создание областного министерства промышленности, в том числе для организации внутриобластной кооперации.

5cd1536e68f4e067445260.jpg

Юрий Горанов

председатель областной организации ГМПР


В ГМПР разработаны Рекомендации для профсоюзных организаций по смягчению социальных последствий кризисных процессов на градообразующих предприятиях. В Челябинской области Рекомендациями воспользовались в 2017 г., когда ликвидировался «Уфалейникель». Это позволило эффективнее контролировать решение проблем высвобождающихся работников, в том числе через прокуратуру.

Самое разумное для профсоюза в условиях современного российского капитализма – не только защищать работников старых и кризисных предприятий, но и просвещать их об альтернативных рынках труда. В первую очередь тех, кто попадает под массовые сокращения. Создавайте службы для этого, базы данных.

Зубаревич.jpg

Наталья Зубаревич

профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ

Демпинг и мобильный труд
С проблемой демпинга столкнулись в Верхнем Уфалее и Бакале. Причем она касается не только зарплаты, но и в целом отношения работодателей к работникам - к условиям их труда, личных взаимоотношений. «Не нравится – за забором очередь желающих на ваше место» – любимая фраза таких работодателей. Что с этим делать?
Идея развивать программы помощи трудовому населению в перемещении в другие, более благополучные территории вызвала острый спор.

Почему мы должны переезжать? Наше предприятие века работало, и запасов сидеритов еще надолго хватит. У нас коренная проблема в том, что не работает экономика. Есть готовые разработки, как добыть и обогатить запасы руды, но нужно, чтобы вдохнули жизнь в производство. Будет экономика – будет и зарплата, и социальные вопросы решим.

Белова.jpg

Анна Белова

председатель профсоюзной организации БРУ


Сегодня работает государственная программа содействия трудовой мобильности. Но пока результаты реализации не впечатляют. В 2017 году в рамках программы в стране сменили место жительства и работы около 500 человек, в 2018 году – около 700, прогноз на 2019 – около тысячи.
Общее мнение, в котором сошлись в конце все участники, – необходимость совместных и единых действий социальных партнеров - государства, бизнеса, профсоюзов.


Добавить в Закладки Поделиться
 
Эта функция не доступна в Google Chrome. Нажмите на звездочку (символ в конце адрес-бара) или нажмите Ctrl-D, чтобы создать закладку.

Комментарии:

Комментировать
Забыли свой пароль?
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Интернет-конференции

Мобильная версия сайта

Версия для слабовидящих

Политика Горно-металлургического профсоюза России в отношении обработки персональных данных