![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ЧТО БУДЕТ С МОНОГОРОДАМИ? - 02.12.2019
Социально-экономический форум с участием ведущих ученых прошел под эгидой Челябинской областной организации ГМПР. Государственная программа развития моногородов, которой занимались практически все министерства, как дитя у семи нянек. В прошлом году счетная комиссия опубликовала отчет о реализации программы, и она была закончена. Хотя срок действия предусматривался более длительный. Вошедшие в программу предложения по развитию моногородов не отражали текущую ситуацию. Они были направлены на обучение управляющих команд, обеспечение фонда моногородов. Не были проанализированы реальные ситуации, в которых находились моногорода, их географические особенности. Возможно, надо было дать преференции градообразующим предприятиям, и мы, профсоюз, говорили именно об этом. Поддержать и своевременно модернизировать предприятие, если у него есть достаточный рынок сбыта, думаю, было бы правильно. Отток квалифицированных кадров так можно остановить. Моногородам, считаю, можно помочь. Хотя некоторые эксперты считают это продлением агонии.
Всего в России на сегодняшний день 319 моногородов и монопоселений. В том числе 61 относится к муниципальным образованиям горно-металлургического профиля с профорганизациями на предприятиях, относящимися к ГМПР. Мы сделали анализ оплаты труда в наших городах. Номинальная средняя заработная плата по области с января по июль 2019 года составила около 40 тысяч рублей. Что в муниципалитетах? Только в трех зарплата выше среднеобластной. По официальным данным, это Челябинск, Магнитогорск и Пласт. В 18 муниципалитетах зарплата до 30 тысяч рублей. Один из вариантов помощи городам с убывающим населением, по мнению Олега Екимова, создание фондов для поддержания инфраструктуры. Кроме этого – обязать собственников прибыльных градообразующих предприятий часть прибыли вкладывать в социальную сферу, инфраструктуру. За 5 лет разница между ростом сальдированного финансового результата предприятий области и объемом инвестиций в регионе составит к концу этого года почти триллион рублей. То есть из области фактически ушел триллион рублей. Хотя у нас создан областной Фонд развития промышленности для организации новых производств и обеспечения импортозамещения. Один из способов решения проблем градообразующих предприятий – создание системы внутриобластной производственной кооперации. Цель – мотивировать компании отправлять свою продукцию потребителям в границах области и этим помогать с заказами и сбытом проблемным предприятиям. Мы приветствуем создание областного министерства промышленности, в том числе для организации внутриобластной кооперации.
В ГМПР разработаны Рекомендации для профсоюзных организаций по смягчению социальных последствий кризисных процессов на градообразующих предприятиях. В Челябинской области Рекомендациями воспользовались в 2017 г., когда ликвидировался «Уфалейникель». Это позволило эффективнее контролировать решение проблем высвобождающихся работников, в том числе через прокуратуру. Самое разумное для профсоюза в условиях современного российского капитализма – не только защищать работников старых и кризисных предприятий, но и просвещать их об альтернативных рынках труда. В первую очередь тех, кто попадает под массовые сокращения. Создавайте службы для этого, базы данных.
Демпинг и мобильный труд Почему мы должны переезжать? Наше предприятие века работало, и запасов сидеритов еще надолго хватит. У нас коренная проблема в том, что не работает экономика. Есть готовые разработки, как добыть и обогатить запасы руды, но нужно, чтобы вдохнули жизнь в производство. Будет экономика – будет и зарплата, и социальные вопросы решим.
Сегодня работает государственная программа содействия трудовой мобильности. Но пока результаты реализации не впечатляют. В 2017 году в рамках программы в стране сменили место жительства и работы около 500 человек, в 2018 году – около 700, прогноз на 2019 – около тысячи.
Эта функция не доступна в Google Chrome. Нажмите на звездочку (символ в конце адрес-бара) или нажмите Ctrl-D, чтобы создать закладку.
|