ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ПРОФСОЮЗ РОССИИ
  rutube

ДОКАЖИ ПРАВОТУ - 13.05.2021

У специалистов правовой инспекции Кемеровской ТПО ГМПР хватает работы, число обращений к ним членов профсоюза постоянно растет, меняются лишь виды нарушений, да и законодательная база, на которой выстраивают защиту юристы, постоянно обновляется. О том, с чем сегодня идут к профсоюзным правозащитникам, рассказывает главный правовой инспектор труда ГМПР по Кемеровской области Анатолий Белинин.

– В последнее время мы часто сталкиваемся с нарушениями прав на льготную пенсию, когда работник получает отказ от Пенсионного фонда при ее оформлении. Причин для отказа много. Например, смена работодателей из-за реорганизации или ликвидации предприятия. Бывает, что работник трудится на рабочем месте с вредными и опасными условиями труда, но когда подходит время ее пенсии, выясняется, что при реорганизации новый работодатель не встал на льготный учет (в отделе формирования пенсионных прав отдельных категорий застрахованных лиц), наблюдательное дело в связи с этим не формировалось. В 90-е – начале 2000-х было много предприятий, которые возникали и исчезали, не оставляя следов в архивах, и работники сегодня не могут подтвердить льготный стаж. В этих организациях зарплату платили не всегда, не говоря уж о перечислениях в Пенсионный фонд. Как подтвердить факт работы в этих организациях?

Прежде всего, основываемся на доводе о том, что работник не может знать намерения работодателей, которые не подают сведений в Пенсионный фонд. Работник не наделен правом контроля ни за работодателем, ни за чиновниками Пенсионного фонда, которые должны контролировать соблюдение предприятием пенсионного законодательства. Находятся и другие причины отказа. Недавно мы отстояли права работника, которому отказали из-за разночтений в записи названия профессии в трудовой книжке, архивной и уточняющей справках. Пришлось доказывать через суд, что это не дает основания не включать период работы в стаж по данной профессии и не назначить льготную пенсию.
Подчас работнику самому нужно своевременно побеспокоиться о наличии необходимых справок, уточнений и доказательств, к примеру, если он работал за границей, на предприятиях стран СНГ. Случается, что на запросы и его, и чиновников Пенсионного фонда ответы не приходят. Все это создает трудно разрешаемые проблемы.

Недавно нам позвонили работники Таштагольского ГПАТП, благодарили профком ППО «ЗапСиб» и руководство Кемеровской территориальной организации за оказанную помощь в защите прав работников на льготную пенсию. Эта защита далась непросто, потому что документы, подтверждающие факт работы людей на данном предприятии, были уничтожены. Пришлось привлекать специалистов технической инспекции, которые провели проверку и составили экспертное заключение. По нескольким работникам дела успешно завершены, по другим находятся в стадии рассмотрения.

Другая категория дел связана с возмещением вреда здоровью в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания. К сожалению, из года в год поток таких дел не прекращается. Работодатели не желают возмещать работнику причиненный вред здоровью, как это предусмотрено законом и коллективным договором. Не торопятся добровольно возмещать утраченный заработок за то время, что работник находился на больничном и не работал. Производят только оплату листка нетрудоспособности, а вот заработок, который он утратил, выплачивать отказываются. Не хотят компенсировать моральный вред за перенесенные травмы и профессиональные болезни в том размере, в каком об этом просит работник. Также неправильно квалифицируют несчастный случай, должным образом не проводят расследование. Доходит до того, что председателем комиссии могут назначить лицо, виновное в несчастном случае. Что может такая комиссия расследовать? Вот и оформляется травма как микротравма по неустановленной форме, предусмотренной для учетных несчастных случаев. Когда работники обращаются в комиссию по трудовым спорам, чтобы решить вопрос в несудебном порядке, то либо ответа не получают, либо получают отказ. В таких случаях мы опираемся, прежде всего, на закон, а также смотрим условия коллективных договоров и, конечно, используем сложившуюся судебную практику. Если работник хотя бы день после травмы не смог выйти на работу и оказался на больничном, либо после травмы потребовалось его перевести на легкий труд, несчастный случай, произошедший с ним, должен быть оформлен актом по форме Н-1 и расследован комиссией, состав которой определен Трудовым кодексом.

Сталкиваемся в судебной практике и со случаями нарушений оплаты труда. Например, последние обращения были связаны с переработкой, за которую работники не получили положенной доплаты. И такие дела мы рассматриваем, и они решаются в их пользу.

Нужно сказать, что нашу помощь получают работники, которые состоят в профсоюзе. За них ходатайствует профсоюзная организация. И если бы не было профсоюза, люди оказались бы один на один со своими проблемами, а о нарушениях никто никогда бы не узнал и, естественно, не принял бы соответствующих мер. Члены профсоюза же всегда могут рассчитывать на то, что их права будут защищены.

Ирина БЕЛЬСКАЯ
Добавить в Закладки Поделиться
 
Эта функция не доступна в Google Chrome. Нажмите на звездочку (символ в конце адрес-бара) или нажмите Ctrl-D, чтобы создать закладку.

Комментарии:

Комментировать
Забыли свой пароль?
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Интернет-конференции

Мобильная версия сайта

Версия для слабовидящих

Политика Горно-металлургического профсоюза России в отношении обработки персональных данных