Не утихают споры о проведении спецоценки условий труда на горно-металлургических предприятиях. Профсоюз настаивает на доработке Закона о спецоценке, нормативных правовых актов, сопровождающих Закон, внесении в них существенных изменений. О том, как проходит спецоценка на Новокузнецком алюминиевом заводе, мы беседуем с председателем профкома ППО «НКАЗ» Иваном Григорьевым.
– Иван Сергеевич, что вы можете сказать о результатах спецоценки рабочих мест в филиале ООО «РУС-Инжиниринг» в Новокузнецке?
– Проведена работа на 100 рабочих местах. Карты спецоценки по этим рабочим мест подписаны всеми участниками комиссии, в том числе и от профкома. Практически по всем участкам подклассы вредных факторов остались прежние. Исключение – участок дизельной техники, здесь подкласс вредности ушел с пункта 3.2 на 3.1.
Но на комиссии было принято решение: согласно протоколу Социального совета РУСАЛа произвести доплаты работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (в зависимости от класса/подкласса условий труда на рабочем месте). Если размер доплаты конкретного работника, установленный до проведения спецоценки, подлежит изменению по ее результатам, производится перерасчет гарантированной части зарплаты работника без снижения общего уровня его зарплаты.
В конце июля – начале августа должны пройти аттестацию остальные рабочие места в РИКе. Сейчас началась работа по проведению спецоценки условий труда в ОАО «РУСАЛ Новокузнецк». Проведены первые замеры по освещенности в заводоуправлении, транспортном управлении, в здании информационного центра, ОТиЗе. Сделаны замеры вредных химических факторов, шума, освещенности, вибрации и микроклимата на участке производства анодной массы.Начали выполнять замеры на участке производства фтористых солей.
– Замеры проводятся объективно, не «для галочки»?
– Я считаю, что объективно. Взять УПАМ. Там замер вредных факторов производился на всех рабочих местах. Специфика работы в этом цехе такова, что у человека нет четко закрепленных функций на одном месте всю смену.
Профессия шихтовщика, например, подразумевает подготовительный, доделочный процесс, он постоянно передвигается по цеху. В отделении флотации фильтровальщик перемещается по всему отделению, выполняя определенные операции. У замерщиков был список определенных профессий, и по каждой профессии производились все необходимые замеры, в том числе и по просьбе работников.
Замеры проходят совместно со специалистами отдела охраны труда завода, представителями профкома, работодателя.
Очень важно, что в проведение спецоценки в цехах вовлечены председатели профбюро, их заместители, уполномоченные по охране труда. Они лучше знают специфику своего производства, узкие места. Работники видят, что в замерах участвует профсоюз, специалисты отдела охраны труда. Будет потом меньше вопросов, почему измеряли здесь, а не там. Чем больше будет производиться замеров, тем объективнее и правильнее будут показатели.
– Как долго продлится спецоценка на заводе?
– В этом году будем производить замеры на наличие вредных факторов во вспомогательных подразделениях НКАЗа – УПАМ, УПФС, УТГФС (участок транспортировки глинозема и фтористых солей), в складском хозяйстве.
В 2016 году спецоценка будет проведена в основных подразделениях – электролизном, литейном отделениях, в крановом хозяйстве, на участке обработки электролизеров и других.
– Как вы оцениваете Федеральный закон о спецоценке, Методику ее проведения?
– В законе имеют место недоработки. Не учитываются такие вредные факторы (которые учитывались при аттестации рабочих мест), как напряженность труда, пульсация освещения. Аттестация рабочих мест была наработана годами, мы четко знали, где производить замеры, как производить. Зачем нужно было Правительству инициировать Закон о спецоценке взамен старого, непонятно.
Другой вопрос. Пройдет спецоценка, и если даже будет оставлен прежний подкласс вредности, допустим, 3.2, льготы и компенсации на этом рабочем месте согласно новому закону сохранятся только за теми людьми, которые работали на производстве по состоянию на 1 января 2014 года. Устроится новый человек, и он, согласно новому закону, не будет иметь тех льгот и гарантий. Но будет выполнять те же функции, дышать тем же самым воздухом. Это несправедливо. Не исключено, что возникнет социальная напряженность в коллективе.
Закон о спецоценке сырой, его надо дорабатывать. В нем нет четких рекомендаций, какие условия труда считать вредными и какие компенсации за них положены. Нужно доводить до ума и Методику проведения спецоценки.