Дата: 28.05.2018
Тот факт, что вернувшиеся после завершившихся в начале мая переговоров в Китае представители США не сообщили о каком-то большом прорыве, на самом деле, говорит о значимом прогрессе. Так как в громких обещаниях, которые не будут выполнены, нет смысла.
Представители США и Китая обсудили сложные, долговременные торговые споры, которые в значительной степени способствовали неуклонному увеличению торгового дефицита в Америке, закрытию десятков тысяч заводов и потере сотен тысяч хорошо оплачиваемых рабочих мест.
Делегация США отправилась в Пекин со списком требований на четырех листах и учла предыдущий опыт неудачных переговоров. Американские требования являются жесткими и вполне адекватными. Достичь баланса в торговле с Китаем, ущерб от торговой политики которого сегодня составляет 375 миллиардов долларов, будет непросто.
Переговоры, конечно, лучше, чем торговая война, угроза которой появилась, когда Китай заявил о готовности ввести ответные санкции и пошлины, которые администрация Трампа применила за торговые нарушения. Никто не хочет, чтобы американские фермеры, выращивающие сою, пострадали от пошлин, введенных Китаем в ответ на пошлины, которые Соединенные Штаты установили на импорт стали и алюминия.
Но американцы также не хотят сидеть, сложа руки, как простофили, в то время как Китай нарушает международные торговые правила, похищает интеллектуальную собственность методом кибер-атак, разрушает американское производство и наносит ущерб своей хищнической и протекционистской политикой американским фермерам, пытающимся экспортировать сельскохозяйственную продукцию.
Справедливое разрешение этих споров с Китаем имеет решающее значение для членов Объединенного профсоюза сталеплавильщиков США и Канады (USW). Нарушение Китаем торгового законодательства привело к закрытию сталелитейных и алюминиевых заводов, увольнению десятков тысяч их рабочих и обанкротило маленькие города и округа, которые зависели от налоговых поступлений ныне закрытых заводов.
Министерство торговли США занималось расследованием практики Китая на рынке стали и алюминия в течение года, прежде чем в январе сообщить президенту Трампу, что нарушения торгового законодательства Пекином нанесли американским мощностям по производству алюминия и стали такой ущерб, что ситуация стала угрожать национальной безопасности. Уилбур Росс, секретарь по торговле, рекомендовал введение штрафов. 1 марта президент Трамп ввел пошлины на импортируемую сталь в размере 25 процентов и 10 процентов - на импортируемый алюминий.
После этого администрация установила пошлины на импорт солнечных батарей и стиральных машин. Это предшествовало объявлению Трампом 25-процентных пошлин на китайский импорт, который составил 50 миллиардов долларов, и состоит в основном из высокотехнологичной продукции. Это произошло вследствие того, что расследование торгового представителя США Роберта Лайтхайзера показало, что Китай крадет интеллектуальную собственность американских компаний.
Жертвами этой кражи стали USW и три компании-работодателя: «Alcoa», «U. S. Steel» и специализирующаяся на производстве стали компания «Allegheny Technologies», а также «SolarWorld» и «Westinghouse Electric Co.».
В 2014 году Большое жюри обвинило пять китайских военных хакеров в экономическом шпионаже и других преступлениях против USW и пяти корпораций. В некоторых случаях, говорится в обвинительном заключении, нарушители украли коммерческие тайны, которые на тот момент были особенно выгодны китайским компаниям. В других случаях, говорится в нем, пять обвиняемых взломали внутреннюю переписку, из которой к конкурентам или противникам в судебном процессе могли попасть сведения о стратегии и уязвимых сторонах американских компаний.
Это далеко не единственный случай кражи путем кибер-взлома, который позволил китайским компаниям, не заплатив ни цента, получить выгоду от использования результатов исследований и технологических достижений, в которые американскими компаниями были вложены миллиарды долларов.
Всего через несколько часов после того, как администрация Трампа объявила о введении пошлин на высокотехнологичный импорт из Китая, Пекин заявил, что наложит такие же санкции на экспорт США в Китай, включая экспорт соевых бобов и самолетов «Боинг».
Чтобы предотвратить дальнейшее разжигание конфликта, обе стороны встретились в начале мая в Пекине. Но американцы, в том числе министр финансов Стивен Мнучин, министр торговли Росс, торговый представитель Лайтхайзер и торговый директор администрации Трампа Питер Наварро, выдвинули жесткие требования, которые дали понять, что им известно о том, сколько обещаний о сотрудничестве Китай так и не выполнил.
Например, Китай создал огромные избыточные мощности по производству стали, эта стратегия поддерживает занятость для его граждан. Из-за избытка производственных мощностей Китай выбрасывает на международный рынок более 100 миллионов тонн стали в год по заниженной цене.
Китайские металлургические компании получают незаконные государственные субсидии, которые позволяют им продавать металл по ценам ниже себестоимости. Это искусственное занижение цены на сталь провоцирует снижение цен на международном рынке, что, в свою очередь, обанкротило заводы в Соединенных Штатах, Канаде, Великобритании, Испании и других странах.
Китай неоднократно обещал, по меньшей мере, шесть раз, начиная с 2009 года, что он устранит избыточные мощности по производству стали. Вместо этого они были увеличены.
Поэтому его обещания ничего не стоят. В этих условиях жесткие требования представителей США полностью оправданы. Они включают прекращение Китаем политики субсидий, которая приводит к диспропорции свободного рынка, прекращение кибер-атак и кибер-краж и снижение пошлин до уровня, не превышающего установленные США.
Кроме того, Соединенные Штаты требуют сокращения торгового дефицита между США и Китаем как минимум на 200 миллиардов долларов к 2020 году.
Этот дефицит в прошлом году составил 375 миллиардов долларов, что является самой высокой цифрой за всю историю. И она продолжает расти. Рекордно высокий торговый дефицит между США и Китаем в первом квартале 2018 года составил 91,1 миллиарда долларов США, что более чем на 10 миллиардов долларов выше, чем в том же квартале прошлого года.
В прошлом году дефицит торгового баланса между США и Китаем достиг двух третей торгового дефицита между Штатами и остальным миром, который составляет 566 миллиардов долларов. Происходит утечка доходов из Соединенных Штатов в Китай, частично вызванная атаками хакеров, что является кражей. Дефицит торгового баланса на рынке высоких технологий между США и Китаем превышает 100 миллиардов долларов и является неприемлемым для США.
Проблема заключается как в размере, так и в структуре торгового дефицита. Так, например, сокращение дефицита за счет обеспечения для Китая права продать продукции на 100 миллиардов долларов не является приемлемым решением. Это создаст очень мало рабочих мест.
Огромный торговый дисбаланс должен быть устранен с помощью того, чтобы Китай, стал добросовестным участником на международном рынке, который соблюдает правила, предъявляемые членам Всемирной торговой организации, и который примет меры, чтобы действовать на законных основаниях.
Американские торговые представители ведут длительные переговоры с Китаем. И в ходе этого раунда администрация Трампа дала понять, что она не намерена отказываться от своих требований к Китаю. Стратегия США является уместной, учитывая то, что затронуты важные проблемы, а прошлые обещания Китая не дали никаких результатов.
Международный отдел ЦС ГМПР
(по материалам Лео Джерарда,
президента Объединенного профсоюза
сталеплавильщиков США и Канады)