КИТАЙ ВИНОВАТ. СНОВА… - 12.11.2024
Дата: 12.11.2024
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обеспокоена возможными проблемами мирового судостроения. Политика декарбонизации производства, усиление Китая и кризис в бассейне Красного моря приводят к снижению рынка.
В конце октября Комитет ОЭСР по судостроению провел семинар, посвященный созданию равных условий для судостроительного сектора на глобальном уровне. Сбалансированность и конкурентоспособность отрасли – главная идея семинара. Согласно позиции Международной морской организации к 2050 году все судоходство должно перейти на альтернативные источники энергии. Среднесрочные меры по достижению этой цели будут обсуждаться на заседании Комитета по защите морской среды (MEPC 83) в апреле 2025 года.
Проблема перехода на другие виды топлива состоит в том, что далеко не все судостроительные компании поддерживают идею и многие крупные компании в свою очередь не готовы инвестировать в изменение производства под новые виды топлива. Многие судовладельцы используют СПГ в качестве альтернативного топлива, однако и такое решение не является экологически чистым решением из-за большого количества выделяемого метана. К тому же, использование экологически чистого топлива повысит стоимость фрахта грузов из одного места в другое – на 80%.
Участников ОЭСР беспокоит становление Китая как судостроительной сверхдержавы. В пересчете на валовое водоизмещение более половины судов в мире производится в Китае. Китайские суда производятся при государственной поддержке, что препятствует конкуренции. Участники судостроительного рынка, входящие в ОЭСР, и профсоюзы утверждают, что страны с сильными профсоюзами с большей вероятностью будут придерживаться наилучшей практики безопасности труда, соблюдения социальных гарантий, к соблюдению прав мигрантов и т.д., что ставит их в невыгодное положение с точки зрения затрат. Различия существуют внутри стран ОЭСР, но еще большие различия существуют между странами, входящими и не входящими в ОЭСР, такими как Китай. Члены ОЭСР утверждают, что в Китае самые низкие затраты на рабочую силу в судостроении в мире – примерно в 7,4 раза ниже, чем в Германии. Китай не ратифицировал основные конвенции МОТ о свободе объединений и ведении коллективных переговоров, и в стране нет свободных профсоюзов. Считается, что это подрывает конкуренцию, поскольку работники не имеют никаких прав.
Выступая на собрании ОЭСР, Рой Хаусман (Roy Houseman) из американо-канадского профсоюза USW и Питер Гринберг (Peter Greenberg) из Международной ассоциации машинистов и работников аэрокосмической отрасли (International Association of Machinists & Aerospace Workers – IAMAW) решили подать в правительство США петицию за номером 301 о торговле, утверждая, что судостроение Китая добилось доминирования благодаря государственной поддержке, краже интеллектуальной собственности и ущемлению прав работников.
Одной из мер, предлагаемых этими двумя профсоюзами, является введение портового сбора на суда китайского производства. Утверждается что «комитет по судостроению проявляет добрую волю к соблюдению высоких трудовых стандартов. Однако этому препятствует несоблюдение Китаем прав трудящихся. У профсоюзов США есть интересное решение этой проблемы, но рабочему движению необходимо разработать глобальный ответ».
Международный отдел ЦС ГМПР, по материалам ОЭСР
Эта функция не доступна в Google Chrome. Нажмите на звездочку (символ в конце адрес-бара) или нажмите Ctrl-D, чтобы создать закладку.