ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ПРОФСОЮЗ РОССИИ
    Instagram

ПОКА В ТУПИКЕ ...

  

 

Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации
А.Д.Жукову

Уважаемый Александр Дмитриевич!

Федерация Независимых Профсоюзов России озабочена тем, что за последние годы Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации подготовлены проекты нормативных правовых актов, ухудшающие социальные права наёмных работников.

Один из таких проектов был принят 22 ноября 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда». Вокруг данного постановления третий год ведутся острые дискуссии, так как им предложено установление компенсаций за работу во вредных условиях труда в зависимости от класса условий труда. По сравнению с действующими нормативными правовыми актами, устанавливающими такие компенсации, ущемляются как права работников, так и права работодателей.

Однако, несмотря на предложения двух сторон социального партнерства о необходимости корректировки указанного постановления, Минздравсоцразвития РФ пошло по пути изменения базового нормативного акта Р.2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» и отзыва из Министерства юстиции Российской Федерации СанПиНа 2.2.2776-10 «Гигиенические требования и оценка условий труда при расследовании случаев профессиональных заболеваний», утвержденного постановлением № 153 от 23.11.2010 г. Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и зарегистрированного в Минюсте РФ 17.01.2011г. № 19525.

Вместо этих документов Минздравсоцразвития Российской Федерации разработало проект стандарта безопасности труда «Критерии оценки и классификация условий труда при проведении аттестации рабочих мест». По данному проекту были даны отрицательные заключения ведущих институтов в области гигиены и охраны труда, а также Пленума научного совета по медико-экологическим проблемам здоровья работающих (решение от 04.03.2011г.). Данный проект подгоняется исключительно под требования постановления Правительства РФ № 870 и ориентирован на занижение фактических уровней воздействия вредных производственных факторов на состояние здоровья работников. С принятием такого документа, как минимум, 40 процентов работников будут исключены из системы улучшения условий труда и динамического наблюдения за состоянием их здоровья.

В связи с такой позицией Минздравсоцразвития РФ членскими организациями ФНПР были направлены обращения к Президенту и Председателю Правительства Российской Федерации, и под этими обращениями собрано свыше 100 тыс. подписей работников на недопустимость принятия такого нормативного акта,

Учитывая данное обстоятельство, просим Вас вынести указанную проблему на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

С уважением, М.В.Шмаков

07.07.2011 г.

 

Секретариат Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотрело обращение Председателя ФНПР М.В. Шмакова, направленное в адрес Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д.Жукова, и сообщает следующее.

Одним из ключевых направлений государственной политики в области охраны труда является защита жизни и здоровья работающих граждан.

Указанное право работника на труд в безопасных условиях труда закреплено статьей 37 Конституции Российской Федерации, декларирующей равные права всех граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также статьями 2 и 210 Трудового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Однако до настоящего времени в Российской Федерации предоставление компенсаций (сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенного размера оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда осуществляется на основании статусного (списочного) подхода, независимо от реального состояния условий труда на рабочих местах, а именно:

- предоставление сокращенной продолжительности рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска осуществляется на основании Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС № 298/П-22 от 25 октября 1974 г.;
- при установлении повышенного размера оплаты труда работодатель руководствуется Типовым положением об оценке условий труда на рабочих местах и порядка применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденным Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и заработной плате и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78, а также отраслевыми перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.

Существующая система предоставления компенсаций является наследством действовавшей во времена СССР командно-административной системы, когда единственный работодатель — государство принимало решение о предоставлении компенсаций отдельным категориям работников, исходя, в первую очередь, из своих экономических интересов.

Последствием административного регулирования в области охраны труда явилось появление разнообразных, разделенных по отраслевому признаку Перечней должностей и профессий работников, имеющих за работу во вредных условиях труда право на получение компенсаций: дополнительного отпуска, сокращенную продолжительность рабочего дня (недели), оплату труда в повышенном размере и льготное пенсионное обеспечение. При этом формирование указанных Перечней зачастую осуществлялось в административном порядке с целью привлечения рабочей силы на вредное и (или) опасное производство, без учета влияния вредных производственных факторов на состояние здоровья работников.

Указанный подход является дискриминационным и прямо нарушает требования статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации, ввиду того, что компенсации за работу во вредных условиях труда предоставляются по факту наличия профессии (должности) работника в вышеуказанных списках, а не в зависимости от состояния условий труда на рабочих местах. Кроме того, ввиду жесткого принципа формирования отраслевых Перечней, в которых порядок предоставления и размеры компенсаций зависит от наименования профессии или должности работника, многие работодатели стали сознательно изменять наименования должностей занятых у них работников, чтобы уйти от предоставления им компенсаций за работу во вредных условиях труда.

В странах Евросоюза не предусмотрено предоставление компенсаций за работу во вредных условиях труда по спискам. Кроме того, в соответствии с ратифицированной Российской Федерацией Европейской Социальной хартией в целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливые условия труда ратифицировавшие хартию Стороны обязуются ликвидировать риски, сопряженные с выполнением опасных и вредных работ, а там, где пока невозможно ликвидировать или в достаточной мере смягчить эти риски, обеспечить для работников, занятых на таких работах, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, сокращение продолжительности рабочего времени.

Таким образом предоставление компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на основании списков является дискриминационным и противоречит как Конституции Российской Федерации и Трудовому кодексу Российской Федерации, так и законодательству европейских стран.

Что касается мнения Федерации независимых профсоюзов России о том, что Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (далее — Руководство), утвержденное Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 июля 2005 г., является базовым документом при нормировании условий труда, то указанное мнение не основано на требованиях действующего законодательства.

Указанный нормативный акт не соответствует структуре нормативных правовых актов в области охраны труда и санитарно-гигиенического нормирования, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1160 и статьей 37 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Кроме того, ввиду отсутствия у Руководства государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, данный нормативный акт не является документом обязательного применения.

В то же время, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1160  «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» полномочия по утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса) переданы от Роспотребнадзора в Минздравсоцразвития России, в связи с чем все разрабатываемые Роспотребнадзором и ФМБА России проекты санитарных правил, санитарных норм и гигиенических нормативов направляются в Минздравсоцразвития России.

Для осуществления реформирования системы нормативных правовых актов по вопросам нормирования и оценки условий труда, порядка предоставления компенсаций за работу во вредных (или) опасных условиях труда с целью гармонизации и сближения с европейским законодательством в соответствии с протоколом № 7 заседания РТК от 30 июля 2010 г. создана рабочая группа из представителей общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Минздравсоцразвития России, которая активно участвует в разработке нормативных правовых актов в данной сфере.

Основным принципом реформирования системы предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, сформированным по итогам консультаций Минздравсоцразвития России с объединениями профсоюзов и объединениями работодателей является переход от статусно-списочной системы установления и определения размеров компенсаций к назначению и установлению указанных компенсаций на основании реальных показателей состояния условий труда на рабочих местах, определяемых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

Указанный подход, одобренный сторонами социального партнерства Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, закреплен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870, установившем исчерпывающий перечень видов компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и их минимальные размеры. Кроме того, указанное постановление наделяет Минздравсоцразвития России полномочиями по утверждению нормативных правовых актов, устанавливающих порядок назначения компенсаций за работу во вредных условиях труда, а также их размеры в зависимости от класса условий труда на рабочих местах.

При этом данное постановление не ограничивает максимальный размер предоставляемых компенсаций в пределах класса условий труда, установленного по результатам аттестации рабочих мест, поэтому мнение о том, что его вступление в силу ухудшит социальное положение работников, безосновательно.

В этой связи, с принятием указанного постановления и в соответствии с протоколом заседания РТК № 3 от 2 апреля 2010 г. первоочередной задачей является совершенствование путем внесения соответствующих коррективов существующего порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда как основного регулирующего механизма предоставления компенсаций в сочетании с повышением качества аттестации рабочих мест как услуги в области охраны труда, а также проведение экспертизы нормативов отнесения рабочих мест к классам условий труда.

Введение механизма повышения качества оказываемых услуг в области охраны труда обеспечивает закрепленная в части третьей статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, как способ защиты рынка от недобросовестных поставщиков услуг в области охраны труда. Указанная аккредитация распространяется на оказание услуг в области охраны труда, в том числе на проведение аттестаций рабочих мест по условиям труда, и определена приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н.

Введение однозначно понимаемой, простой, доступной и бесплатной для заявителя процедуры аккредитации аттестующих организаций, основанной на единых требованиях к указанным организациям, определенных в соответствии с указанным приказом, обеспечивает повышение качества аттестации рабочих мест и за счет создания «прозрачных» условий для свободной конкуренции на рынке данных услуг способствует оптимизации ее стоимости в Российской Федерации.

Что касается совершенствования существующего порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, то во исполнение протокола заседания РТК № 3 от 2 апреля 2010 г. приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н утвержден новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, получивший государственную регистрацию в Минюсте России 9 июня 2011 г. № 20963.

Порядок неоднократно обсуждался в рамках рабочей группы, созданной при Минздравсоцразвития России во исполнение протокола № 7 заседания РТК от 30 июля 2010 г., и был поддержан членами данной рабочей группы.

Всего было проведено 12 заседаний рабочей группы.

9 ноября 2010 г. указанный Порядок был рассмотрен и в целом одобрен сторонами социального партнерства на заседании рабочей группы по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

С принятием указанного Порядка однозначно определен порядок привлечения аттестующей организации, которая должна быть неаффилированным лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация, а также аккредитованной в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н.

Также Порядком определен состав комиссии по аттестации рабочих мест, в соответствии с которым в работе аттестационной комиссии в обязательном порядке предусмотрено участие представителей профсоюзов или иного представительного органа работников.

Введение понятной и прозрачной системы оценки условий труда на рабочих местах обеспечит:

установление работникам гарантированных компенсаций;
организация и проведение соответствующих профилактических мероприятий;
построение адекватной системы защиты жизни и здоровья работника.

Одновременно сообщаем, что Порядок начнет действовать с 1 сентября 2011 г., что позволит работодателям и аттестующим организациям адаптироваться к нововведениям.

Таким образом, на основе рыночных механизмов создается законодательно закрепленный механизм независимой оценки условий труда у работодателей, полностью исключающий вмешательство в него со стороны работодателя.

Указанные меры будут способствовать повышению роли аттестующей организации в вопросах определения реального состояния условий труда как основания для назначения и определения размеров компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а также возрастанию ответственности за качество оказываемых аттестующей организацией услуг.

Вместе с тем, принимаются меры законодательного характера для ужесточения ответственности  аттестующих организаций за ненадлежащее качество проведения аттестации рабочих мест или нарушение порядка ее проведения.

Трудовым законодательством предусмотрена возможность обращения работников, профсоюзной организации или иного представительного органа работников в органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда с целью проверки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

В случае выявления нарушений аттестация рабочих мест может быть признана недействительной, а аттестующая организация может быть привлечена к ответственности в установленном порядке, вплоть до исключения из реестра аккредитованных организаций, дающего ей право на оказание услуг по аттестации рабочих мест.

Кроме того, Минздравсоцразвития России подготовлен законопроект, вносящий изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и предусматривающий введение административного штрафа за нарушение аттестующими организациями действующего порядка проведения аттестации рабочих мест.

Кроме того, реформированию системы предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда будет способствовать выполняемая на основании протокола заседания РТК № 3 от 2 апреля 2010 г. разработка в целях совершенствования нормирования условий труда на рабочих местах стандарта безопасности труда «Критерии оценки и классификация условий труда при проведении аттестации рабочих мест» с участием рабочей группы, сформированной во исполнение протокола № 7 заседания РТК от 30 июля 2010 г.

В настоящее время состоялось 6 заседаний рабочей группы по данному стандарту безопасности труда, принятие которого сформирует прозрачную систему классификации условий труда, гармонизированную с законодательством европейских стран. Указанная работа по подготовке нормативных правовых актов с целью дальнейшего реформирования системы предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда с участием рабочей группы будет продолжена.

Все вышеуказанные нормативные правовые акты будут приняты только после их рассмотрения на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Заместитель Координатора стороны, представляющей Правительство Российской Федерации А.Л. Сафонов

19.07.2011 г.

Переговоры по  нормативному обеспечению предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда по результатам аттестации рабочих мест пока безрезультатны

Председатель ФНПР Шмаков М.В. обратился к заместителю Председателя Правительства РФ Жукову А.Д. с письмом, в котором выразил озабоченность тем, что за последние годы Минздравсоцразвития России подготовил ряд проектов нормативных правовых актов в сфере охраны труда ухудшающих, по мнению профсоюзов, социально-экономическое положение наемных работников, в том числе в вопросе предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

ЦС профсоюза, размещая на своем сайте ответ заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ Сафонова А.Л. председателю ФНПР Шмакову М.В., направленный в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию трудовых отношений (РТК), считает необходимым еще раз осветить предысторию вопроса и дать некоторые оценки непростой ситуации, сложившейся вокруг практической реализации Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870, установившего исчерпывающий перечень видов компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и их минимальные размеры.

Начнем с того, что Минздравсоцразвития России уже почти три года вместо шести месяцев, назначенных Правительством РФ, безуспешно пытается сформировать требуемый пакет нормативных правовых актов, позволяющих в полном объеме ввести в действие новую систему предоставления компенсаций работающим во вредных условиях труда.

Министерством, в соответствии с решением РТК от 30 июля 2010 года, была сформирована рабочая группа, объединившая специалистов самого министерства, ряда отраслевых профсоюзов (в основном базовых отраслей промышленности, в том числе и ГМПР), ФНПР, ассоциаций и объединений работодателей. Экспертную поддержку работе группы обеспечивают представители органов государственного надзора и контроля, внебюджетных страховых фондов, ведущих научных организаций в сфере медицины и охраны труда.

За базовый принцип, заложенный министерством в основу новых подходов к предоставлению компенсаций, взят  переход от их назначения не по Спискам профессий, а по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

Первым и пока единственным нормативным документом, подготовленным рабочей группой в ходе жарких дискуссий заинтересованных сторон, стал новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н и зарегистрированный  Минюстом России 9 июня 2011 г. № 20963.

Согласно приказу министерства документ должен быть введен в действие с 1 сентября 2011, хотя изначально, на раннем этапе работы группы, была достигнута договоренность о пакетном введении в действие нормативных актов министерства, устанавливающих: порядок проведения аттестации рабочих мест; процедуру гигиенической оценки вредных факторов производственной среды; условия предоставления и размеры компенсаций в зависимости от класса условий труда, установленного аттестацией рабочих мест.

Рабочая группа, закончив разработку нового Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, сегодня работает над проектом Стандарта безопасности труда «Критерии оценки и классификация условий труда при проведении аттестации рабочих мест».

К сожалению, предложения министерства, содержащиеся в этом, одном из ключевых нормативных документов, в принципе не могли устроить  профсоюзную сторону рабочей группы, что в очередной раз завело переговоры в тупик.

Да и как профсоюзная сторона может согласиться на предложения, в случае реализации которых только в базовых отраслях промышленности у  сотен тысяч работающих во вредных условиях труда произойдет отмена или снижение уровня компенсаций. Притом что видимого улучшения условий труда в промышленности, в том числе в металлургии, не происходит. Это подтвердили итоги  VI пленума ЦС профсоюза, рассмотревшего вопросы аттестации рабочих мест.

Достаточно сказать, что министерский проект предусматривает фактический перевод в класс С – «тяжелых» условия труда, оцениваемые  сегодня степенью вредности 3.1. В связи с этим, необходимо напомнить, что статья 147 ТК РФ для работников, занятых на тяжелых работах, предусматривает только доплаты к тарифным ставкам и окладам, без предоставления дополнительных отпусков и сокращенной рабочей недели, являющихся основным фактором так называемой «защиты временем» здоровья, работающих во вредных условиях труда. 

По экспертным оценкам, базирующимся на результатах аттестации рабочих мест, в условиях труда, характеризуемых степенью вредности 3.1, сегодня работают: в нефтяной промышленности – более 47 процентов работающих, в газовой промышленности – более 20 процентов, в горно-металлургическом комплексе – более 28 процентов. Также следует отметить, что в целом по Российской Федерации в условиях труда с третьим классом «вредные условия труда» со степенью вредности 3.1 количество профзаболеваний составляет около 17 процентов от общего числа вновь выявленных.

Позиция Горно-металлургического профсоюза России по этому вопросу известна, ясна и однозначна. Она поддержана другими профсоюзами. 

Так, Председатель Нефтегазстройпрофсоюза Миронов Л.А. в своем апрельском «Обращении к руководителям межрегиональных, территориальных объединенных и первичных профсоюзных организаций, техническим (главным техническим) инспекторам труда профсоюза» призвал проявить профсоюзную солидарность и поддержать инициативу Горно-металлургическго профсоюза России – выразить протест против действий Минздравсоцразвития России и от имени профсоюзных организаций направить обращение к Президенту России.

Что касается публикуемого на сайте ЦС профсоюза письма Сафонова А.Л. в РТК, то очень трудно комментировать формулировки типа той, что… предоставление компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на основании Списков является дискриминационным и противоречит как Конституции Российской Федерации и Трудовому кодексу РФ, так и законодательству европейских стран (?!). Или что во времена СССР государство-работодатель, формируя Списки…, руководствовалось исключительно экономическими интересами, а отнюдь не целями сохранения здоровья работников.

Нелишне отметить, что на последнем заседании РТК сторона Правительства РФ в связи с тупиковой ситуацией, возникшей в ходе переговоров в рабочей группе, заговорила о необходимости смены состава ее сторон?! Может быть, рассчитывают на введение в ее состав  более сговорчивых профсоюзных представителей?

Отдел охраны труда и окружающей среды ЦС ГМПР



Добавить в Закладки Поделиться
 
Эта функция не доступна в Google Chrome. Нажмите на звездочку (символ в конце адрес-бара) или нажмите Ctrl-D, чтобы создать закладку.
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Интернет-конференции