Дата: 31.08.2016
5 июля 2016 года в Общественной палате Российской Федерации (далее – Общественная палата) по инициативе Комиссии Общественной палаты по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами проведен круглый стол по теме «Общественный контроль практики внедрения и оптимизации Методики проведения специальной оценки условий труда» (далее – круглый стол, мероприятие).
В заседании круглого стола принимали участие члены Общественной палаты, представители органов исполнительной власти, некоммерческих организаций, профсоюзов и экспертного сообщества, в том числе в области труда.
Участниками круглого стола рассмотрены актуальные проблемные вопросы, связанные с практической реализацией норм действующего законодательства о специальной оценке условий труда.
Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих международным требованиям охраны труда.
Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственное управление охраной труда, установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда – одни из основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Неудовлетворительные условия труда на рабочем месте являются постоянным источником профессионального риска, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом из общего числа работающих в Российской Федерации (72,3 миллиона человек) удельный вес работников, занятых на работах с вредными (опасными) условиями труда, составил в 2015 году 39,1% или 28,2 миллиона человек. Наиболее высокий удельный вес занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда зарегистрирован в промышленности – 42,5%, в строительстве – 35,6%, на транспорте – 42,1%.
Участники круглого стола отметили, что, по результатам общественного мониторинга, применяемая с 2014 года специальная оценка условий труда как единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника имеет ряд существенных недостатков, не всегда позволяющих осуществить объективную (фактическую) оценку степени воздействия вредных и (или) опасных факторов на здоровье работников. 
С принятием приказа Минтруда России № 33н от 24 января 2014 года «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (далее – Методика СОУТ) из процедуры оценки был исключен широкий круг вредных факторов, ранее подлежащих оценке (например, микроклимат на открытой территории, биологический фактор рабочих мест работников, непосредственно осуществляющих ремонт и обслуживание канализационных сетей, локальная вибрация на открытой территории и др.), по отдельным факторам снижены показатели нормативов. Кроме того, упрощены методики оценки напряженности трудового процесса, вредного воздействия виброакустических факторов, световой среды и др. Существующая система специальной оценки условий труда не учитывает травмоопасность как фактор, влияющий на условия труда работников. 
Методика в существующем виде не имеет достаточного научно-медицинского обоснования. В отдельных случаях применяемые для оценки значения параметров вредных производственных факторов не соответствуют гигиеническим нормативам, установленным Роспотребнадзором. Вместе с тем только Роспотребнадзор в соответствии с законодательством наделен полномочиями по разработке и утверждению санитарно-эпидемиологических требований (гигиенических нормативов) к условиям труда.
При проведении измерений вредных и (или) опасных производственных факторов применяются методики (методы) измерений, допущенные к применению, но не аттестованные в порядке, установленном Федеральным законом от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Применение указанных нормативных актов не позволяет получить в полной мере объективные (фактические) сведения об условиях труда и их классификации, что приводит к снижению класса (подкласса) условий труда, в т.ч. без проведения мероприятий, направленных на их улучшение. Как результат, значительное число работников после проведения специальной оценки условий труда в соответствии с новой методикой лишается гарантий и компенсаций. Кроме того при применении новой методики, в результате перевода рабочего места в допустимые или оптимальные условия труда значительное число работников утратило право на досрочное пенсионное обеспечение.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, количество застрахованных лиц, занятых на «списочных» рабочих местах, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и за которых работодателями уплачивается дополнительный тариф страхового взноса, в 2014 году составило 4 002 716 человек, что меньше численности «досрочников» в 2013 году на 138 030 человек.
В октябре 2015 года Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР) были подведены итоги профсоюзного мониторинга реализации Методики СОУТ в 56 регионах России на 8,5 тысячах предприятиях, на которых трудятся более 3 миллионов человек. В ходе мониторинга были получены данные, свидетельствующие о снижении гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
Мониторинг показал, что класс условий труда на 10% рабочих мест снижен по сравнению с предыдущими результатами аттестации рабочих мест, а в отдельных организациях на 20-30% рабочих мест. Из них в 72% случаев снижение класса произошло без каких-либо фактических улучшений условий труда, а только за счет применения новой методики оценки условий труда на рабочих местах. 
При этом в 88% случаев работники были лишены тех или иных гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда.
Проблема снижения размеров или отмены компенсационных мер за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в результате проведения только оценочных мероприятий, не имеющих ничего общего с реальным (фактическим) улучшением условий труда, вызывает многочисленные споры, является предметом обсуждения в широких кругах общественности, органах власти.
При этом пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 421-ФЗ) установлено, что основным фактором для сохранения компенсаций являются именно соответствующие условия труда. При этом под условиями труда необходимо понимать совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, действующих на человека в процессе осуществления им трудовой деятельности.
В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 7 июня 2016 года поступил на рассмотрение проект федерального закона № 1093411-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предполагающий внесение изменений в Закон № 421-ФЗ (далее – законопроект). Авторами законопроекта выступили депутаты Государственной Думы Федерального Собраний Российской Федерации Балашов Балаш Курбанмагомедович, Кармазина Раиса Васильевна, Галимарданов Марсел Магфурович. По мнению авторов законопроекта, изложенному в пояснительной записке, необходимо исключить возможность неоднозначного толкования части 3 статьи 15 Закона № 421-ФЗ и дополнить статью положением о возможности пересмотра размеров компенсаций в отношении работников только после проведения на их рабочих местах мероприятий по улучшению условий труда. Целью мероприятий должно быть снижение уровня негативного воздействия именно тех факторов, на основании которых назначены компенсации. Подтверждать проведение указанных мероприятий необходимо, в частности, актами выполненных работ, последующими измерениями уровня воздействия вредных производственных факторов.
Участниками круглого стола отмечено, что имеется еще ряд проблемных вопросов, требующих дополнительного нормативного правового регулирования. В частности, экспертами высказано мнение о недопустимости снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты, о необходимости учета рисков травмоопасности при проведении специальной оценки условий труда. Необходимо дополнить Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 № 290, включив в него, в частности, рабочие места работников (рабочих, руководителей и специалистов), занимающихся производством взрывчатых, инициирующих веществ, порохов, химических и пиротехнических составов и изделий на их основе, снаряжением, испытанием и утилизацией боеприпасов.
Участники мероприятия обратили внимание на недостаточное количество специализированных организаций и экспертов, проводящих специальную оценку условий труда, не позволяющее надлежащим образом выполнить весь необходимый объем работ по спецоценке на предприятиях и в организациях. Присутствующие высказали мнение о необходимости повышения требований к специализированным организациям, экспертам и испытательным лабораториям, неукоснительного соблюдения установленных процедур проведения специальной оценки условий труда.
По результатам заседания круглого стола, с учетом представленной информации и итогам обсуждения Общественная палата считает целесообразным:
1. Признать, что создание безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников являются важнейшим приоритетом в деятельности организаций всех форм собственности, залогом роста производительности труда и повышения эффективности деятельности компаний.
2. Отметить, что действующая нормативная правовая база, регулирующая вопросы специальной оценки условий труда, не в полной мере позволяет осуществить объективную (фактическую) оценку степени воздействия вредных факторов на здоровье работников, рисков травмоопасности и требует существенной доработки, в том числе научного и медицинского обоснования.
3. Обратить внимание на необходимость приведения в соответствие нормативов, используемых в Методике СОУТ, гигиеническим нормативам, отражающим степень воздействия производственных факторов на состояние здоровья работающих. Предложить Правительству Российской Федерации разграничить компетенции по установлению нормативов для оценки травмоопасных и вредных производственных факторов между Минтрудом России и Роспотребнадзором соответственно.
4. Ускорить процесс аттестации методик (методов) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов.
5. Согласиться с необходимостью принятия проекта федерального закона № 1093411-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
6. Направить в Минтруд России материалы круглого стола и предложения о внесении изменений в Методику СОУТ.
7. Выразить мнение о недопустимости оставления без ответа и рассмотрения официальных писем и обращений по вопросам специальной оценки условий труда, направляемых в уполномоченные органы государственной власти.
8. Обратить внимание соответствующих органов на важность осуществления постоянного контроля и надзора за практикой правоприменения в сфере охраны труда, принятия оперативных мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц. 
9. Продолжать общественный контроль и мониторинг применения законодательства о специальной оценке условий труда с учетом необходимости соблюдения прав и законных интересов работников в области охраны труда с привлечением широкого круга лиц.


Добавить в Закладки Поделиться
 
Эта функция не доступна в Google Chrome. Нажмите на звездочку (символ в конце адрес-бара) или нажмите Ctrl-D, чтобы создать закладку.

Авторизация

Забыли свой пароль?
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: