ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ПРОФСОЮЗ РОССИИ
  rutube

МОДЕЛЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В КЫРГЫЗСТАНЕ - 19.04.2024

  

 

До 1991 г. пенсионная система в Кыргызстане имела те же характеристики, что и в других республиках СССР: низкий пенсионный возраст (60 лет для мужчин и 55 для женщин), универсальность и относительно высокий коэффициент замещения (не менее 63%). В основе этой системы лежали принципы выслуги лет и финансирования пенсионного обеспечения из средств госбюджета за счет общих налоговых поступлений.

В 1991 г. расходы на социальное обеспечение в Кыргызстане составляли 6% ВВП, и республика получала значительные дотации из Москвы. После распада Советского Союза ВВП страны резко снизился – до 52% от уровня 1990 г., а дотации из центра прекратились. Доля сельского хозяйства, неофициальной торговли и сектора услуг, которые вносили наименьший вклад в пенсионный фонд, возросла в ВВП страны, а доля производства, транспорта и коммуникаций, которые ранее были самыми существенными источниками пополнения пенсионного фонда, сократилась. В результате, несмотря на относительно низкую численность пенсионеров среди населения Кыргызстана – около 10%, пенсионное обеспечение оказалось тяжелым бременем для государства.

В 1994 г. из-за дефицита ресурсов пенсионного фонда средний размер пенсии в Кыргызской Республике снизился до 70% от уровня 1990 г. Задержка пенсионных выплат и выдача пенсии в виде товаров и услуг стали широко распространенной практикой.

Для властей Кыргызстана выбор модели пенсионной реформы был ограничен слаборазвитым финансовым рынком и нехваткой денежных средств. Поэтому им не удалось ввести полноценную пенсионную систему на основе взносов в пенсионный фонд или разработать систему добровольного пенсионного страхования через частные пенсионные фонды.

Следуя примеру Италии и Латвии, Кыргызская Республика выбрала так называемую «условно накопительную систему» (УНС). В соответствии с ней, пенсионные взносы «аккумулируются» на виртуальном индивидуальном пенсионном счете работника, но не сберегаются (в отличие от полноценной пенсионной системы); вместо этого они используются для выплаты пенсий пенсионерам. УНС значительно  ограничивает перераспределение и создает стимулы для того, чтобы работающие делали взносы в пенсионный фонд в течение трудовой жизни.

В 1997 г. в пенсионное законодательство Кыргызстана был внесен ряд существенных изменений:
- постепенное повышение пенсионного возраста с 60 до 63 лет для мужчин и с 55 до 58 лет для женщин;
- аннулирование ряда льгот, в частности, раннего выхода на пенсию для представителей некоторых профессий и групп населения;
- трехкомпонентная пенсионная система: гарантированная базовая пенсия каждому пенсионеру с достаточным стажем; пенсионное обеспечение в соответствии с трудовым вкладом работника, исчисляемое как процент от средней заработной платы до 1996 г.; индивидуальные пенсионные взносы, накопленные на счету пенсионера.

Вышеупомянутые меры помогли сократить долги по выплатам пенсий. Расходы пенсионного фонда снизились с 6,9% от ВВП в 1996 г. до 4,9% в 2005 г. Величина бедности, и долги по пенсионным выплатам погашены. В настоящее время пенсионная система намного эффективнее защищает пожилых людей от крайней степени бедности: домохозяйства с пенсионерами на 20% меньше подвержены риску бедности, чем домохозяйства без пенсионеров. Конечно, во многом этому способствовало общее оздоровление экономики страны.

Однако пенсии пока остаются низкими: в 2005 г. средняя пенсия лишь ненамного превышала 20 долл. США в месяц. Уровень замещения составляет лишь половину уровня замещения до провозглашения независимости Кыргызстана.

Таким образом, финансовая стабильность системы – одна из главных целей реформы – не была достигнута. Очевидно, в этом сыграла свою роль непоследовательность политики правительства, поскольку власти Кыргызстана сохранили большой разрыв в ставках налога на зарплату различных групп работников. Так, для работников, занятых в официальном секторе, установлен подоходный налог в 27% (до недавнего времени – 32%), а для занятых в сельском хозяйстве и торговле, составляющих две трети трудовых ресурсов, - лишь 1-2%. Многие политики все еще видят в уклонении от взносов в пенсионный фонд легкий способ оказать поддержку своим избирателям.

К сожалению, надежды на относительно быстрый переход Кыргызстана на уровень развитых стран были слишком оптимистичны. В настоящее время в структуре экономики Кыргызстана доминируют сельское хозяйство полунатурального типа, обширный неформальный сектор, массовая трудовая эмиграция и рост зависимости потребления от денежных переводов мигрантов из-за границы. Естественно, это препятствует нормальному функционированию УНС. Таким образом, попытку заимствовать пенсионную систему развитых стран и внедрить ее в переходную экономику Кыргызстана можно считать неудачной, несмотря на то что некоторые компоненты реформы, направленные на сокращение долгов по выплате пенсий, были весьма успешны.

Вопрос о том, какая модель пенсионной системы наиболее приемлема для Кыргызской  Республики, остается открытым. Возможно, следует учесть глубокую национальную традицию материальной поддержки пожилых более молодыми членами семьи. Такие семейные «механизмы страхования», дополненные простой пенсионной системой при минимальном участии государства, вероятно, могли бы стать более эффективным решением для страны, не имеющей очевидных перспектив превратиться в промышленно развитое государство.

 


Добавить в Закладки Поделиться
 
Эта функция не доступна в Google Chrome. Нажмите на звездочку (символ в конце адрес-бара) или нажмите Ctrl-D, чтобы создать закладку.
Забыли свой пароль?
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Интернет-конференции

Мобильная версия сайта

Версия для слабовидящих

Политика Горно-металлургического профсоюза России в отношении обработки персональных данных