ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ПРОФСОЮЗ РОССИИ
  rutube

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ РАЗЪЯСНИЛ КАК ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ПУБЛИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ВО ВРЕМЯ ПРАЗДНИКОВ - 26.05.2014

  
Дата: 26.05.2014
Конституционный Суд РФ в своем постановлении №14-П от 13 мая 2014 года по жалобе гражданина А.Н. Якимова признал часть 1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащиеся в ней положения не обеспечивают возможность подачи уведомления о проведении публичного мероприятия для случаев, когда срок подачи (не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия) полностью совпадает с нерабочими праздничными днями.

При этом суд указал, что законодателям необходимо внести соответствующие изменения для обеспечения возможности подачи уведомления в случаях совпадения срока подачи с нерабочими праздничными днями.

Поводом для рассмотрения данного дела послужила ситуация в Санкт-Петербурге в 2012 году, когда активисты намеревались провести 19 января митинг. Заявление было подано в городской комитет по вопросам законности, безопасности и правопорядка, однако в согласовании публичного мероприятия было отказано. В качестве обоснования комитет сослался на текст закона о митингах, согласно которому уведомление о проведении публичного мероприятия должно быть подано не ранее чем за 15 и не позднее чем за 10 дней до предполагаемой даты. Заявители же уведомили о своем намерении только 10 января. Сложность ситуации была в том, что дни с 31 декабря 2011 года по 9 января 2012 года включительно были нерабочими.

Полагая отказ незаконным, организатор митинга А.Н.Якимов оспорил его сначала в районном суде Санкт-Петербурга, указав в своем заявлении, что не имел возможности подать уведомление в установленный законом срок, поскольку он приходился на нерабочие праздничные дни.

Но суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, и суд второй инстанции оставил без изменения принятое ранее решение, сославшись на то, что вопрос о сроках подачи уведомления урегулирован в федеральном законодательстве и решить его иначе орган исполнительной власти субъекта РФ был не вправе. Кроме того, заявитель не был лишен возможности подать уведомление посредством почтового отправления.

Посчитав сложившееся положение прямым нарушением конституционного права граждан на свободное собрание, а также часть 3 статьи 55 Конституции РФ, согласно которой «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, ... и безопасности государства», А.Н. Якимов обратился в Конституционный Суд РФ.

Конституционный суд РФ с позицией нижестоящих судов не согласился, указав следующее.

Законодатель субъекта РФ при определении в соответствии с федеральным законодательством процедурных правил, касающихся подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, может предусматривать дополнительные гарантии права на свободу мирных собраний, если это необходимо для его эффективной реализации в конкретных условиях, и не вправе осуществлять правовое регулирование, которое искажает само существо данного права и снижает уровень его федеральных гарантий, закрепленных на основе Конституции РФ федеральными законами, а также вводить какие-либо его ограничения, поскольку таковые устанавливаются только федеральным законом.

КС РФ постановил, что до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений правоприменительные органы должны исходить из того, что при совпадении установленного частью 1 статьи 7 закона о митингах общего срока подачи уведомления с нерабочими праздничными днями - уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням, либо, если это окажется невозможным, обязаны обеспечить прием и рассмотрение уведомлений о проведении публичного мероприятия в нерабочий праздничный день.

Вынесенное постановление означает, что гражданин не может быть лишен возможности реализации своего права на свободу собраний, - пояснил судья КС РФ Николай Бондарь. - Органы власти и муниципалитеты обязаны обеспечить возможность подачи соответствующего уведомления. В частности, для этого они могут организовать оповещение граждан или дежурство ответственных лиц в выходные дни.

Добавить в Закладки Поделиться
 
Эта функция не доступна в Google Chrome. Нажмите на звездочку (символ в конце адрес-бара) или нажмите Ctrl-D, чтобы создать закладку.
Забыли свой пароль?
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Интернет-конференции

Мобильная версия сайта

Версия для слабовидящих

Политика Горно-металлургического профсоюза России в отношении обработки персональных данных