УПРАВЛЕНИЕ – ИСКУССТВО И ТЕХНОЛОГИИ - 07.05.2024

Хотите внести важный пункт в колдоговор и обсудить вопрос с работодателем? Собираетесь на переговоры? Нужно убедить членов профсоюза поучаствовать в какой-то акции? Ну конечно же! Вы же – профсоюзные лидеры и занимаетесь этим постоянно! Но как часто всё проходит гладко? Почему нет и как увеличить вероятность успеха, 2–3 мая на базе отдыха «Вместе парк» наших коллег обучал специально приглашенный областной организацией профсоюза психолог Александр Иванов, директор Национальной школы лидеров «Журавли», преподаватель МВА ИРСОТ, МГСУ, РАНХиГС.

Эмоциональный, подвижный, с живой мимикой и бешеной жестикуляцией Александр Иванов «Михалыч», кажется, рожден для сцены. То, что он творит с аудиторией – это чистый стендап высочайшего уровня, хотя сам он «коллег»-стендаперов не сильно жалует. Но оно и понятно: те несут в мир пустые развлечения и деградацию, он же – знания, навыки и развитие. Сильно забегая вперед, сообщу, что за эти два дня ему реально удалось прокачать психологические скиллы наших товарищей!

Высокие материи или искусство управлять
Начал Иванов с высоких материй. Так прям и заявил:
– Сейчас будем говорить о законах диалектики, о законах развития, о жизни. И главный закон диалектики – единство противоположностей. Нужно и то, и другое: и минус, и плюс; и добро, и зло; и день, и ночь. Противоположности союзом «и» превращаются в комплементарности.
Зачем эти «заумности»? А затем, что на сочетании четырех комплементарностей Александр Иванов и строит свою систему управления. Вот они: стабильность – изменения, отношения – логика. Отобразив их на Декартовой плоскости, образовав четыре квадрата, Иванов «на пальцах» объяснил, как любая система «идёт в разнос» или просто умирает, если не соблюдать баланс, не стремиться к «золотой середине», а напротив, скатываться к полюсам.
– Постоянное развитие для организации – это благо? А стабильность – это хорошо или плохо? До каких пор? – издевался Иванов над аудиторией. Оказалось, все не так уж однозначно. Понятно, что во всём нужна мера, но как найти эту «золотую середину» – вот в чем вопрос!
Выяснилось, ответ существует. Точнее, существует алгоритм действий, основанный на цикле принятия управленческих решений. Если сверхкратко, то цикл этот можно условно отразить так:
1. Собираем информации о мотивах. Выясняем, всем ли понятно, что мы хотим? Все ли озвучили свои мотивы, желания и ценности?
2. Разбираем возможные варианты удовлетворения потребностей. Разрабатываем варианты.
3. Принимаем решение. Выводим задачи вовне.
4. Формируем план действий. Переходим к процессу реализации целей, задач.
И когда уже что-то сделали, возвращаемся к первому шагу: собираем обратную связь. Всех ли устраивает промежуточный вариант? Той ли дорогой мы пошли?
– Эти четыре шага определяют наши компетенции: управление собой, другими, целями, процессами. Четыре базовые компетенции взрослого человека, независимо от того, какой проект он осуществляет, в том числе проект под названием «моя жизнь», – победно продекларировал Александр Михайлович.
И когда у некоторых уже стали закипать мозги, а кто-то сильно усомнился в собственном интеллекте, вдруг выяснилось, что интеллектов этих у него вообще… несколько!
– Состоявшийся человек – это человек, у которого развиты четыре интеллекта: академический, социальный, эмоциональный и физический, - заявил Иванов. – Управление другими людьми – это социальный интеллект. Без него вы не можете стать ни председателем, ни лидером профсоюзов, ни повести за собой. Если вы реагируете на то, что вы видите и слышите – вы не понимаете людей. Настоящий мастер управления реагирует не на то, что он видит и слышит, а на то, что за этим стоит. Что стоит за поступком человека, который пишет заявление на выход из профсоюза? Что он хочет? Что для него важно? Каковы его ценности? Кем он себя считает? Куда он двигается? В чем он видит смысл своей жизни?
– Мотивы определяют всё. Но мотив – это не то, что я хочу, а то, без чего я жить не могу, – продолжил Иванов, – Чтобы у вас люди в профсоюзах оставались, должны быть задействованы четыре точки мотива: «я могу», «я нужен», «я делаю», «я знаю». Когда эти четыре элемента у профсоюза будут работать, он будет неубиваемым. И не нужно будет думать, как удержать и как привлечь. Люди сами захотят туда идти.

Кривляться, чтобы… изучать!
– Ну а теперь – к взаимодействию людей. Когда вы вступаете в переговоры, что для вас важно? Какие переговоры вы назовёте эффективными? Если достигли цели? А если при этом испортили отношения? Как эффективность коррелирует с инициативой в процессе? – этими вопросами Александр Иванов предварил первый тренинг.
Пять столов – пять команд, каждой из которой предложили придумать себе название. Получилось такое: «Журавли», «Лебеди», «Горняки», «Друзья» и «Соратники». Каждой группе также было предложено придумать ситуацию, которая, собственно, и будет обсуждаться на предстоящих переговорах.
От каждой команды в тренинге участвовало по два человека: переговорщик и секундант. В обязанности второго входило останавливать переговорщика в тех случаях, когда это целесообразно. Но и это еще не всё. Остальной аудитории были выданы карточки с номерами переговорщиков, которыми они впоследствии должны были голосовать по трем категориям: кто был ближе к достижению цели, кто в большей мере пытался сохранить отношения и кто владел инициативой.
В процессе обсуждения и оценки участников поединков Иванов настойчиво вытаскивал из «жюри» критерии: что усиливало позиции переговорщика? Что ослабляло? Только поставленный голос и аргументы? А мимика? Жестикуляции? Положение тела и головы?
Оказалось, эти вопросы – ключевые в следующей части семинара, посвященной публичным выступлениям.
– Что в выражении лица докладчика ослабляет воздействие на аудиторию? – задаёт, вроде бы, банальный вопрос Иванов.
И дабы обучающиеся не столько сочиняли, сколько «срисовывали», Александр Иванов изрядно погримасничал и покривлялся сам и заставил делать то же учеников. Вот так, разбирая на атомы, расписали все невербальные средства воздействия: как усиливающие, так ослабляющие. Представив структуру стандартного публичного выступления, Иванов обозначил задачу на остаток первого дня обучения: определиться с темой и подготовить вступление. Точнее, первый черновик вступления.
И вот, казалось бы, что может быть проще и даже примитивнее, чем накидать на черно «заезд» к какому-нибудь выступлению! Да любому выступлению, на самом деле! Но на поверку оказалось, что процедура имеет ряд своих правил.
Во-первых, текст всего выступления, и вступления в частности, полностью определяется психологическим портретом аудитории, на которую это выступление рассчитано. Люди до 30 лет (молодежь) и от 30 до 50 – это совершенно разные люди. Женская аудитория несколько отличается от мужской, линейные руководители – от рядовых членов профсоюза из числа рабочих и т.д. и т.п. И у каждой условной группы есть свои страхи и свои ожидания от работы, жизни. Задача выступающего – увести аудиторию из области «страхов» в область желаемого.
Во-вторых, идеальное вступление гарантирует 50% успеха и должно содержать определенные блоки, «цепляющие» любую аудиторию. Всего по Иванову их 14. Правильно выстроенное вступление должно содержать 3-4 блока из приведенных. Но каких? Это во многом определяется портретом аудитории и темой.
Первые «пробы пера» и сцены у всех вышли комом, но мало кто понял, насколько, потому что опытный Александр Михайлович осознавал, что за день уже вынес мозг всем напрочь и под занавес дня не стал «жестить».
– Ничего, ничего, это всего лишь первый черновик! – подбадривал он выступающих и хитро улыбался, зная, что завтра оторвется уже по полной.

Публичные выступления
Второй день начали с того же, чем закончили первый: продолжили «шлифовать» вступление. Темы остались прежними: «Обращение к молодежной аудитории об участии в субботнике», «Предложение совету директоров предприятия ввести в состав совета директоров председателя первичной профсоюзной организации», «Предложение Совету директоров включить в коллективный договор льготы для будущих матерей», «Предложение работницам-членам профсоюза вступить в женский клуб», «Обращение к молодежной аудитории из числа вновь принятых работников о вступлении в профсоюз».
Обе темы, где аудиторией была молодежь, оказались самыми каверзными. Несмотря на относительную простоту темы о субботниках, Иванов нашел до чего «докопаться», чем немало удивил слушателей. Он потребовал вырезать все вводные слова и даже конструкцию «меня зовут…»
Но главный трэш случился на презентации введения по теме «О завлечении молодежи в профсоюз», которую проводил зампредседателя первички Стойленского ГОКа Роман Захаров:
– Уважаемые коллеги, добрый день. Спасибо, что нашли время встретиться с нами. Цели профсоюза – это защита ваших прав и интересов…
- Стоп, стоп! А им что – нужна защита прав и интересов? – брови Михалыча взлетели к середине лба.
– Да! Конечно же!
– Подожди-ка, подожди-ка… – Иванов отправился к планшету с листами, где он вчера записывал характеристики различных аудиторий. – Это что у нас тут? Молодежь! Её потребности. Где тут «защита прав»? Вот я, положим, – молодежь. Мне по барабану твоя защита прав и интересов! Защищай немощных бабушек!
– Я им вначале объясняю цели профсоюза, а потом… – попытался защитить не бабушек, а хотя бы свой спич Роман.
– А зачем ты мне объясняешь СВОИ цели? Меня твои цели не интересуют! Ты меня позвал, я к тебе пришел. Чтобы ты мне рассказал, кто ты и какие у тебя цели? Меня не торкнуло нигде!
– Это просто вступление, а дальше мы говорим об их потребностях, о том, как сделать работу не рутинной, – не сдавался Роман.
– Тебе надо наладить контакт с аудиторией. Чтобы получить доверие, что ты свой человек, что ты меня понимаешь, что ты понимаешь, кто я и что МНЕ важно!
Вот примерно в таком ключе проходило обсуждение всех вступлений к выступлениям, в процессе которого наблюдалась одна и та же картина: как с диким скрежетом ломаются шаблоны наших профсоюзных лидеров!
Но и это ж еще не всё! Препарированием вступлений дело, конечно, не ограничилось, потому как позже Александр Иванов дал теорию подготовки основной части и заключения. На выходе – каждая команда подготовила и представила полноценное выступление.
А в заключение Александр Михайлович представил авторскую технику, направленную на саморазвитие, «Четыре квадрата», суть которой – в развитии сильных сторон личности. Перегруженная информацией аудитория не сразу вникла в механизм, но проявила неподдельный интерес, так как обнаружила в методике перспективу личной психологической проработки. А кто бы что ни говорил, все мы – люди, у всех нас есть проблемы, в том числе, психологические.
Ну и, конечно же, под занавес, самые стойкие и отзывчивые дали преподавателю обратную связь, после чего заместитель председателя Белгородской областной организации ГМПР Андрей Никитский тепло поблагодарил Александра Иванова за работу и поздравил профсоюзных активистов с удачей оказаться на этом семинаре. Затем они вместе выдали всем «прокаченным» управленцам от профсоюза сертификаты об обучении. 3 мая их получили 30 профлидеров ППО Стойленского, Лебединского, Яковлевского ГОКов, Комбината КМАруда, ОСМиБТ, ОЗММ, Старооскольского и Губкинского филиалов НИТУ «МИСиС». 6–7 мая обучение прошли такое же количество профактивистов первички ОЭМК.

Андрей ДУБРОВИН
Фото автора


Добавить в Закладки Поделиться
 
Эта функция не доступна в Google Chrome. Нажмите на звездочку (символ в конце адрес-бара) или нажмите Ctrl-D, чтобы создать закладку.

Комментарии:

Комментировать