ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ПРОФСОЮЗ РОССИИ
  rutube

ОТКУДА ПРИШЕЛ ПРОФСОЮЗНЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ТРУДА - 17.08.2023

К 105-летию инспекции труда в России
В 2023 году инспекция труда в России отмечает 105 лет с момента своего создания и 90 лет - с ее “профсоюзного усыновления”.
С чего началась история и каковы особенности ее развития? Рассказывает руководитель правового департамента ФНПР Яков Купреев.

Рождение инспекции труда
18 мая 1918 года был издан Декрет СНК РСФСР “Об учреждении Инспекции труда”, при этом была ликвидирована фабричная инспекция. Учреждалась инспекция труда для охраны жизни, здоровья и труда работников во всей совокупности “условий жизни трудящихся как на местах их работы, так и вне этих мест”. Находилась в структуре Наркомтруда, определявшего порядок ее формирования и деятельности; инспекторы избирались советами профсоюзов и страховыми кассами, утверждались областным комиссаром труда и имели право в любое время посещать все работающие промышленные предприятия своего района и иные учреждения для рабочих (квартиры, больницы, бани и др.); требовать от руководителей предприятий объяснений и представления для проверки документов и информации; привлекать к проверкам представителей профсоюзов; привлекать к уголовной ответственности за несоблюдение декретов и иных нормативных правовых актов (НПА) в сфере охраны жизни и здоровья трудящихся; участвовать в работе профсоюзов и фабрично-заводских комитетов, чтобы проверять условия труда.
10 июля 1918 года Наркомтруд принял Наказ Инспекции труда, определяющий основные полномочия инспекторов и порядок проверок. На начальном этапе у инспекции труда была весьма специфичная функция - ведение дознания по уголовно наказуемым нарушениям трудового законодательства в соответствии с Инструкцией Наркомтруда РСФСР “О порядке производства инспекторами труда дознаний по трудовым делам”.

Полномочия - профсоюзам
Важнейшим этапом в развитии правового регулирования профсоюзного контроля стало совместное постановление ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦСПС от 23.06.1933 “Об объединении Народного Комиссариата труда Союза ССР с Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов”. Постановление СНК СССР и ВЦСПС от 10.09.1933 № 57 “О порядке слияния Наркомтруда СССР с ВЦСПС” предписывало организовать инспекции труда при ЦК профсоюзов по отраслевому принципу. На ВЦСПС было возложено общее руководство инспекциями труда, а на местные советы профсоюзов - руководство инспекцией в регионах. Передача профсоюзам надзорно-контрольных функций в сфере труда рассматривалась как “одна из форм привлечения трудящихся к управлению государством”, а профсоюзный контроль определялся как и общественный, и государственный.
В 1940 году штат аппарата ВЦСПС был сокращен. По постановлению Президиума ВЦСПС от 19.02.1940 “Об упорядочении расходования средств профсоюзного бюджета” под сокращение подпало больше 5000 инспекторов труда, и правовая инспекция труда профсоюзов прекратила деятельность. И только спустя 18 лет в отдельных региональных советах профсоюзов - Карагандинском, Ленинградском, Московском, Свердловском, Сталинском - правовая инспекция труда была восстановлена в порядке эксперимента (постановление Президиума ВЦСПС от 21.02.1958).
С принятием нового КЗоТ РСФСР (09.01.1971) надзор и контроль в сфере труда впервые был выделен в отдельную XVII главу, а ст. 244 определила органы, уполномоченные осуществлять надзорно-контрольные функции. К таким органам были отнесены профсоюзы и создаваемые ими правовые инспекции. Президиум ВЦСПС принял Положение “О правовой инспекции труда” (22.11.1976). Теперь правовая инспекция труда осуществляла контроль за соблюдением законодательства о труде по следующим вопросам: трудовой договор и ведение трудовых книжек; режим труда и отдыха; оплата труда, гарантии и компенсации; возмещение вреда, причиненного работникам в результате несчастного случая на производстве; дисциплинарная и материальная ответственность. Правовыми инспекторами труда могли быть только лица с высшим юридическим образованием и стажем работы по специальности не меньше трех лет.
Новое Положение “О правовой инспекции труда” (23.08.1985) расширило круг полномочий инспекторов труда. Одновременно с проверкой соблюдения работодателями трудового законодательства инспекторам предписывалось контролировать соблюдение жилищного законодательства при распределении администрацией предприятия жилой площади.

Долгое время профсоюзы и их правовые и технические инспекции труда наряду с профсоюзными функциями выполняли и функции государственные. Закон “О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР” от 25.09.1992 лишил профсоюзы права осуществлять государственный надзор и контроль в сфере труда. В настоящее время правовая инспекция труда профсоюзов вправе осуществлять особый профсоюзный контроль - за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права; за выполнением колдоговоров, соглашений и законодательства об охране труда. В отличие от госинспекций труда и иных органов государственного контроля (надзора), имеющих ограничения на проведение проверок, инспекции труда профсоюзов действуют в системе соцпартнерства и вправе на постоянной основе осуществлять регулярный контроль за соблюдением законодательства о труде. Кроме того, правовые инспекторы труда ежедневно находятся рядом с членами профсоюзов и осуществляют не только контрольную, но и профилактическую работу, направленную, прежде всего, на профилактику и предупреждение нарушений их трудовых прав; проводят регулярные консультации с работодателями и разъясняют работникам их права.

Более подробно: Центральная профсоюзная газета «Солидарность»


Добавить в Закладки Поделиться
 
Эта функция не доступна в Google Chrome. Нажмите на звездочку (символ в конце адрес-бара) или нажмите Ctrl-D, чтобы создать закладку.

Комментарии:

Комментировать
Забыли свой пароль?
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Интернет-конференции

Мобильная версия сайта

Версия для слабовидящих

Политика Горно-металлургического профсоюза России в отношении обработки персональных данных