УВЕКОВЕЧЕННАЯ ПАМЯТЬ

Дата: 06.05.2015

Музей Новокузнецкого алюминиевого завода. На стендах - история строительства предприятия, выпуск первого металла, сведения о легендарных людях, которые трудились здесь в военные годы. Завод, пущенный в строй в годы Великой Отечественной войны, внес неоценимый вклад в Победу над фашистской Германией.

1939 год. В связи со сложной политической обстановкой в мире и угрозой нападения фашистов на Советский Союз принимается правительственное решение строить в Кузбассе алюминиевый завод. Стране срочно нужен «крылатый металл».
– Почему именно в Сталинске было решено построить такое предприятие? – начал с ответа на этот вопрос свой рассказ сотрудник музея Анатолий Игнатьевич Никитин. – Алюминиевое производство очень энергоемкое. А угольная база Кузбасса могла в полном объеме обеспечить электростанцию топливом. Решили строить Кузнецкую ТЭЦ и завод одновременно. Работы начались накануне войны.
Началась война, и с потерей западных областей страна утратила Волховский и Днепровский заводы, остался один – Уральский. Оборонным предприятиям остро не хватало алюминия. Он необходим был для корпусов самолетов, двигателей танков, самоходок, кораблей, большинства боеприпасов, солдатских котелков и фляжек. Из-за нехватки металла выпуск продукции большинства моторостроительных предприятий сократился более чем в два раза. Все внимание правительства было обращено на строительство завода в Сибири. Предприятия из Запорожья и Ленинградской области пришлось срочно эвакуировать. В Сталинск привезли оборудование с подстанции Днепровского алюминиевого завода, оборудование для ТЭЦ – из Ленинграда. Прибыли и специалисты с этих предприятий. Срочно был переделан уже готовый проект завода в связи с требованиями военного времени.
Как рассказала руководитель музея Майя Александровна Екимова, в январе 1942 года была сформирована строительно-монтажная организация на базе Алтайского треста. На строительстве работали более тысячи человек, а специалистов от силы было полсотни. На стройку с разных уголков страны приезжали комсомольцы. Молодые женщины, подростки из окрестных деревень, 14–16-летние ученики фабрично-заводских училищ. Прибывали эшелоны из Поволжья, Подмосковья, с жителями блокадного Ленинграда. Для рабочих оперативно строили бараки. Люди спали на двухярусных нарах, работали по 12-14 часов в сутки. На завод был направлен главный инженер Уральского алюминиевого завода Леонид Александрович Бугарев. Он и стал первым директором Сталинского предприятия. С собой он привез около 40 специалистов. В суровых сибирских условиях (морозы тогда стояли – под 40–50 градусов) началась спешная сборка и ревизия оборудования. Из техники на стройплощадке были только один подъемный кран, тепловоз и грузовая машина. Преобразовательные агрегаты с Запорожья весом 60 тонн с платформ спускали вручную по подмосткам, а потом опять же вручную закатывали на место. Чтобы согреться, на промплощадке жгли костры.
– Все были герои. Отработав одну смену, люди шли работать во вторую, – рассказывает Анатолий Никитин. – Часок вздремнут – и дальше. На станцию Обнорская приходили вагоны со смерзшимся углем , все выходили долбить его кувалдами.
Котлованы под цеха копали в основном вручную. Была примитивная бетономешалка, она стояла около 22-й горбольницы, оттуда бетон возили на строительную площадку. Все шло в ход – тачки, ведра.
Первые электролизники завода – Фомин, Штепа, Аристархов, Новокрещенов. Они пришли сюда 14-летними мальчишками. Азы электролизного дела осваивали в профтехучилище. Преподавателем этого училища был Семен Карнаух, он приехал из Волхова, привез с собой несколько ребятишек, набрал группу и стал обучать основам электролиза. В группе девушек было больше, чем парней. Начальник химлаборатории Борис Факторович организовал обучение группы девушек-лаборанток. На Кузнецком меткомбинате была выделена небольшая комната, где они делали анализ первого металла.
Всего за полтора года был построен первый электролизный корпус. И 7 января 1943 года был выдан первый металл. Эта дата считается днем рождения Сталинского алюминиевого завода. Условия труда первых металлургов были сложнейшими. Глинозем в корпус ввозили на лошадях, которых обували в валенки с резиновыми галошами, чтобы не поразило током. Электролизеры были довоенной конструкции, с боковым токоподводом, обслуживались вручную, и инструменты были самые примитивные – отбойный молоток, лопата, кочерга. Автоматизировать и механизировать процессы не было возможности.
Готовый алюминий в ковш вычерпывался вручную, черпаком. Вручную производилась и разливка металла. На длинном столе стояли рядком чугунные изложницы, из ковша, висящего на кран-балке, металл заливался в эти изложницы, потом его вытаскивали, маркировали, складывали в тачки и вывозили во двор, на погрузку. Шлакосъемщиками, литейщиками и даже электролизниками работали в основном женщины и девушки. Трудились в тяжелых условиях – без вытяжной вентиляции, без газоочистных систем, без средств индивидуальной защиты, лица прикрывали платками. За годы войны металлургами «СТАЗа» было выдано 28 тысяч тонн металла. Каждый четвертый самолет был изготовлен из кузнецкого алюминия.
В музее хранится список и фотографии первых металлургов завода – их было 24 человека. О каждом из них многое могут рассказать работники музея.
– Вот этот парень Василий Щепотьев уже находился в вагоне, когда эшелон с подростками угоняли в Германию, – рассказывает Майя Александровна. – В это время подошли советские войска, отбили эшелон, и он отправился в Сталинск. Василий Макарович работал на НКАЗе с 1943-го по 1987 год, Почетный металлург, мастер. Василий Гайнц тоже один из первых металлургов. Афанасий Оленичев трудился на заводе с 1941-го по 1988 год, Почетный металлург, награжден орденом Знак Почета, в прошлом году летом ушел из жизни. Он был последним из очевидцев, кто запускал завод.
В 1944 году большую группу работников завода правительство СССР наградило орденами и медалями. Государственный Комитет обороны СССР передал заводу на вечное хранение Красное Знамя, которое по сей день хранится в музее. Два металлурга получили боевые ордена Красной Звезды, такие высокие награды давали только на фронте. Это электролизник Иван Фомин и работник подстанции Александр Штепа.
Война закончилась, но металл требовался по-прежнему. Страна лежала в руинах, заводы, фабрики, деревни, города были разрушены, надо было все это восстанавливать. После войны приехали в Сталинск 500 фронтовиков. Они не имели никакого представления об алюминиевом производстве, учились на ходу. И учила их уже та молодежь, которая строила и пускала корпуса. Фронтовики стали электролизниками, крановщиками, литейщиками. После войны было пущено еще четыре электролизных корпуса. Первая площадка имела шесть электролизных корпусов и могла производить примерно 200 тысяч тонн металла в год.
Экспозиция, посвященная фронтовикам. С фотографий смотрят сильные люди, волевые лица. Дмитрий Соколов был командиром отделения срочной службы, в бою под Сталинградом попал в плен, из концлагеря в Бельгии сбежал, организовал партизанский отряд, за отчаянную храбрость и неуловимость бельгийские патриоты называли его Белым дьяволом. После войны работал на заводе электролизником. О нем написана книга. Трудились на заводе два Героя Советского Союза – Александр Конев и Василий Батеха. Это высокое звание они получили за форсирование Днепра, когда шли жестокие бои за освобождение Киева.
Сейчас в живых осталось десять фронтовиков, в том числе и Анна Панова, которая на фронте была танкистом. – Удалось найти не все фотографии, но мы ищем. Ветераны уходят, уходят их жены. И добыть какую-то информацию становится все труднее, – сетуют работники музея. – Но мы стараемся. Память о тружениках, ковавших Победу в тылу непосильным трудом, должна быть увековечена.

Нина ДЕЕВА

Добавить в Закладки Поделиться
 
Эта функция не доступна в Google Chrome. Нажмите на звездочку (символ в конце адрес-бара) или нажмите Ctrl-D, чтобы создать закладку.
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Интернет-конференции