ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ПРОФСОЮЗ РОССИИ
  rutube

ГОРДОСТЬ САМАРСКИХ МЕТАЛЛУРГОВ - 12.04.2016

«Да, мы творцы крылатого металла,
Нам судьба особая дана.
Мы – металлурги нового закала,
За нами вся великая страна».
Есть в череде праздников один, который является не просто профессиональным – он вызывает гордость за свою страну, ее историю. Таков Всемирный день космонавтики и авиации, который отмечается 12 апреля. Именно в этот день советский человек впервые покинул Землю и отправился на покорение космоса. Этому событию в этом году отмечается 55 лет.
Хотя в настоящее время самарские металлурги больше выпускают упаковочную продукцию – ленту для банок, но все-таки Всемирный день авиации и космонавтики считают и своим праздником. Как бы там ни было, именно для нужд этих отраслей промышленности и строился в свое время крупнейший в Европе металлургический завод.
На самом краю города, на знаменитой Безымянке, в 1951 году было положено его строительство. Он должен был выпускать листы, профили, трубы и штамповки из алюминиевых сплавов. Во главу угла ставилось исходное соображение: стране остро, в большом количестве и как можно скорее нужен «крылатый» металл высочайшего качества. Без него, без изделий из этого металла в нашей стране невозможны были грандиозные технические свершения. 
Уже в конце десятилетия на предприятии приступили к выпуску продукции для ракетно-космической техники. Требования к сплавам предъявлялись особые: они должны были выдерживать весьма высокие нагрузки при малом весе, обладать хорошей пластичностью при изготовлении деталей и узлов космических аппаратов, хорошей свариваемостью - для обеспечения герметичности, способностью работать длительное время – возможно, несколько десятков лет! - при сверхнизких температурах, а также обладать коррозийной стойкостью. И это - лишь общие задачи. Сколько было дополнительных требований и условий, сколько мелких подробностей!.. Главное же, полуфабрикаты для космических аппаратов должны были, как правило, иметь большие размеры при минимальном количестве сварных швов и быть долговечными и высоконадежными. Завод, оснащенный самым современным и уникальным металлургическим оборудованием того времени, с начала 1960 года становится основным в стране поставщиком материалов и полуфабрикатов из алюминиевых сплавов для авиационной и ракетно-космической техники.
Куйбышевский металлургический завод стал своеобразным полигоном для разработки, испытания и внедрения в практику самых передовых технологий и оборудования для обработки алюминия. Многое из того, что появлялось на Куйбышевском металлургическом, было впервые в мире.
Так, начиная с 1958 года, был освоен выпуск труб для авиационной промышленности, сразу же после пуска в эксплуатацию трубопрокатного цеха. За короткий срок были освоены прогрессивные технологии прессования, прокатки, калибровки, термообработки и правки труб ответственного назначения. Куйбышевский металлургический завод стал единственным в стране, выпускающим тонкостенные трубы с высокой точностью геометрических параметров для авиакосмической промышленности. Среди специалистов, внесших значительный вклад в разработку этих технологий, - тогда еще молодые инженеры без ученых степеней и званий. В авангарде стояли А.Д. Андреев, Г.А. Балахонцев, В.И. Яковлев, В.М. Буданов, З.Н. Гецелев, Я.Г. Гришковец, В.Д. Жуков, В.И. Копнов, А.П. Калугин, Е.М. Макаров, Г.В. Черепок и многие другие.
В 1961-62 годах, когда в СССР встал вопрос о создании крупных космических аппаратов для околоземных и межпланетных полетов, завод был привлечен к изготовлению топливных баков, как имеющее самое мощное в стране листопрокатное производство, «уникальное штамповое оборудование» - пресса усилием 6 000, 30 000 и 75 000 тонн, позволяющее получать нужные виды продукции.
Начиная с 1960 года, совместно с московскими учёными на заводе им. Ленина была проведена серия научно-исследовательских и конструкторских мероприятий, что позволило разработать серийную технологию производства крупногабаритных плоских, круглых и полых слитков из высоколегированных свариваемых сплавов. В 1965 - 1968 г.г. на предприятии был разработан принципиально новый способ и создана установка литья слитков в электромагнитном кристаллизаторе. Это позволило резко улучшить структуру и качество поверхности слитка. Что, в свою очередь, дало возможность изготавливать качественную продукцию для космической техники - крупногабаритные панели, трубы, листы, плиты и штамповки. Это изобретение получило впоследствии широкое применение не только на многих отечественных заводах, но и на ведущих заводах США, Германии, Франции, Японии, Швейцарии и других развитых стран.
За разработку и промышленное внедрение литья в ЭМК его авторы были удостоены Государственных наград. Таким образом, Куйбышевский металлургический завод им. Ленина, оснащенный самым современным и уникальным по тому времени оборудованием, стал основным в СССР поставщиком материалов и полуфабрикатов из алюминиевых сплавов для авиационной и ракетно-космической техники. В частности, для своих соседей с завода «Прогресс». Поставлялись материалы и полуфабрикаты для ракетоносителей семейства Р-7 - «Восток», «Восход», «Молния», «Союз»; для ракеты сверхтяжёлого класса «Энергия» и многоразового корабля «Буран»; для различных автоматических космических аппаратов.
Коллектив успешно решил большинство стоявших перед ним проблем. Во всяком случае, от ракетостроителей серьезных претензий к предприятию никогда не было. Завод всегда работал в тесной связи со всеми куйбышевскими предприятиями ракетно-космического комплекса. И в последующие годы, проведя несколько этапов модернизации, завод только наращивал выпуск изделий для авиации и космонавтики.
Последние годы стали непростыми для завода. Менялась структура собственности и управления. Предприятие меняло названия. Пришлось серьезно изменить технологию, производство, виды выпускаемой продукции. Что-то было утеряно в ходе этих изменений, что-то приобретено новое. Неизменным остаётся качество выпускаемых изделий. И по-прежнему, на высочайшем уровне – профессионализм инженеров и рабочих предприятия ЗАО «Алкоа СМЗ». И во всех запускаемых в настоящее время космических аппаратах есть значительный вклад самарских металлургов. Они остаются продолжателями традиций освоения новых передовых технологий производства изделий для авиации и космонавтики. На предприятии осваивают и уже освоили большое количество поковок и штамповок для новых перспективных авиалайнеров. Таких, как Ан-70, Ан-140, Ту-214 и других. Активно завод сотрудничает и в международной космической программе «Морской старт».
Есть надежда, что завод еще скажет свое слово в освоении новых изделий для авиации и космонавтики. Ведь все мы обладаем уникальным опытом производства такой продукции. В День космонавтики и авиации Самарскому металлургическому есть чем гордиться и строить планы на будущее.
(По материалам сайта «bezymyanka.ru»)

Добавить в Закладки Поделиться
 
Эта функция не доступна в Google Chrome. Нажмите на звездочку (символ в конце адрес-бара) или нажмите Ctrl-D, чтобы создать закладку.

Комментарии:

Комментировать
Забыли свой пароль?
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Интернет-конференции

Мобильная версия сайта

Версия для слабовидящих

Политика Горно-металлургического профсоюза России в отношении обработки персональных данных