ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ПРОФСОЮЗ РОССИИ

РАБОЧАЯ ГРУППА ПРИСТУПИЛА К РАЗРАБОТКЕ ЗАКОНОПРОЕКТА «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА»

  

 

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 января т.г. № 23 утвержден состав рабочей группы по разработке проекта федерального закона «О порядке специальной оценки условий труда». В состав рабочей группы, насчитывающей более 40 человек, от профсоюзов вошли представители ФНПР, ГМПР, Росуглепрофа, Росхимпрофсоюза. 

На первом заседании рабочей группы, состоявшемся  24 января, обсуждалась концепция законопроекта и план-график разработки. Законопроект должен устанавливать правовые основы проведения специальной оценки условий труда. Должны быть установлены права и обязанности участников процесса специальной оценки условий труда, определена процедура специальной оценки условий труда и интерпретации ее результатов, предусмотрены требования к организациям, проводящим оценку условий труда, и переходные положения. Законопроект должен быть представлен в Правительство Российской Федерации до 1 августа т.г. Члены рабочей группы договорились проводить заседания не реже одного раза в 2 недели.

Проект Концепции законопроекта «О специальной оценке условий труда»  прилагается.

Отдел охраны труда и окружающей среды ЦС ГМПР


Проект

КОНЦЕПЦИЯ
законопроекта «О специальной оценке условий труда»

1. Существующая ситуация с оценкой условий труда

В настоящее время в Российской Федерации существуют следующие законодательно установленные процедуры оценки условий труда:
а) аттестация рабочих мест по условиям труда;
б) производственный контроль;
в) государственная экспертиза условий труда.
Процедура аттестации рабочих мест по условиям труда регламентирована Трудовым кодексом Российской Федерации (ст.ст. 209 и 212 Кодекса)  и рядом подзаконных актов.
Производственный контроль осуществляется в соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека».
Результаты оценки условий труда используются при реализации ряда процедур в сфере охраны труда, а именно:
а) проведение медицинских осмотров работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (ст. 217 Кодекса);
б) обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) (ст. 221 Кодекса);
в) предоставление работникам компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (ст. 219 Кодекса);
г) обеспечение работников, занятых во вредных условиях труда молоком и лечебно-профилактическим питанием (ст. 222 Кодекса);
д) финансирование предупредительных мер по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств ФСС РФ;
е) установление скидок (надбавок) к страховым тарифам в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 22 125-ФЗ);
ж) установление ограничений в части режимов труда и отдыха для отдельных категорий работников (женщины, несовершеннолетние) (ст. 224Кодекса);
з) обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным способам и методам производства работ (ст. 225 Кодекса);
и) расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме того, ФЗ-243 установлена прямая зависимость уплаты дополнительных взносов в системе досрочного пенсионного обеспечения от результатов специальной оценки условий труда.
При этом общим принципом реализации всех указанных процедур является  оценка условий труда  и их классификация на вредные (опасные) или допустимые.
Таким образом, в настоящее время результаты оценки условий труда используются, как минимум, при реализации 10 процедур в сфере охраны труда, а также в системе досрочного пенсионного обеспечения.

II. Основные подходы к правовому регулированию
оценки условий труда

Законопроект должен устанавливать правовые основы проведения специальной оценки условий труда.
При этом должны быть установлены права и обязанности участников процесса специальной оценки условий труда, определена процедура специальной оценки условий труда и интерпретации ее результатов, предусмотрены требования к организациям, проводящим оценку условий труда, и переходные положения.
С учетом изложенного предлагается следующая структура законопроекта:
I. Общие положения
II. Порядок проведения специальной оценки условий труда
III. Организации, которые проводят специальную оценку условий труда
IV. Заключительные и переходные положения
В разделе «Общие положения»  будут установлены:
а) Предмет правового регулирования, сфера распространения закона.
Закон будет регулировать правоотношения, возникающие при проведении специальной оценки условий труда, как процедуры, позволяющей выявить вредные и (или) опасные производственные факторы на конкретных рабочих местах, оценить фактические уровни этих факторов (в сравнении с нормативными значениями) и провести классификацию условий труда (на опасные, вредные и допустимые).
Специальная оценка условий труда  распространяется на все процедуры в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями и предполагают привязку к реальным условиям труда на рабочих местах (предоставление работникам компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, обеспечение работников СИЗ, проведение медицинских осмотров работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда и др.), а также на работодателей,  на рабочих местах которых заняты работники, имеющие право на досрочное пенсионное обеспечение.
Предлагается при подготовке законопроекта использовать действующие правовые нормы в части в части аттестации рабочих мест по условиям труда.

Это позволит:
сохранить преемственность в реализации  действующей уже на протяжении свыше 20 лет, понятной работодателям и работникам  процедуры оценки условий труда, в том числе, в части накопления информации о состоянии условий труда в Российской Федерации;
избежать дополнительных финансовых расходов работодателей;
не допустить увеличения административной нагрузки на бизнес.
При этом потребуется расширение сферы применения результатов специальной оценки условий труда в целях их использования для  освобождения работодателей от уплаты дополнительных страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Вместе с тем, необходимо установить исключения из общего правила проведения специальной оценки условий труда для тех рабочих мест, на которых проведение инструментальных замеров уровней производственных факторов запрещено международными договорами Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами,  исходя из соображений безопасности работников и других граждан (например, рабочие места летчиков гражданской авиации и др.).
б) Права и обязанности участников процесса специальной оценки условий труда (работодателей, работников, организаций, проводящих оценку).
В настоящее время в Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. № 342н, уже установлены основные права и обязанности работодателей и организаций, осуществляющих оценку условий труда.
Предлагается отразить действующие правовые нормы в законопроекте.
в) Использование результатов специальной оценки условий труда.
Сфера использования результатов оценки условий труда в настоящее время уже отражена в Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Так, результаты оценки условий труда используются в целях:
разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
установления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсациях;
контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
оценки профессионального риска;
обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;
расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;
рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;
санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.
Потребуется только расширение сферы применения результатов специальной оценки условий труда в целях их использования для  освобождения работодателей от уплаты дополнительных страховых взносов в Пенсионный Фонд.
г) Термины и определения.
В настоящее время основные термины в сфере оценки условий труда законодательно не определены. В этой связи предлагается в законопроекте дать определения терминов «вредные условия труда», «опасные условия труда», «классы условий труда» и др., а также законодательно установить классификацию условий труда.
В разделе «Порядок проведения специальной оценки условий труда» будут установлены:
а) Основные процедуры, реализуемые в ходе специальной оценки условий труда (последовательность реализации), а именно:
подготовка к проведению специальной оценки условий труда;
оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
оценка травмоопасности рабочих мест;
оценка обеспеченности работников СИЗ;
комплексная оценка  условий труда на рабочих местах с классификацией рабочих мест по степени вредности (опасности).
б) Детализация указанных выше основных процедур с отражением особенностей для отдельных видов  организаций (микро- и малый бизнес, офисная деятельность и т.п.).
в) Оформление результатов оценки условий труда.
Формы документов, оформляемых по результатам оценки условий труда установлены приложениями к действующему Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Предлагается в законопроекте установить полномочия федерального органа исполнительной власти (Минтруда России) по утверждению форм таких документов.
г) Сроки и периодичность проведения специальной оценки условий труда.
Предлагается установить периодичность проведения  оценки условий труда не реже 1 раза в 5 лет.
Установление дифференцированных сроков проведения оценки условий труда в зависимости от видов деятельности, а также освобождение отдельных видов деятельности от проведения оценки условий труда нецелесообразно, так как может привести к дискриминации работников по признаку организационно-правовой формы работодателя.
Упрощение процедуры для организаций непроизводственной сферы будет предложено в разделе «Порядок проведения специальной оценки условий труда» путем  сокращения объема необходимых оценок и измерений.
В разделе «Организации, проводящие специальную оценку условий труда»  предлагается изложить требования к организациям, проводящим оценку условий труда.
Поскольку от достоверности и качества проведения оценки условий труда будет напрямую зависеть формирование прав работников на безопасные условия труда, в том числе прав на досрочное пенсионное обеспечение, а также реализация защитных и компенсационных мероприятий, то законопроектом должны быть установлены требования к организациям, которые будут осуществлять специальную оценку условий труда. К числу таких требований относятся:
требования к составу, характеристикам, размещению и состоянию  измерительного оборудования;
требования к персоналу указанных организаций, который непосредственно проводит специальную оценку условий труда (численность, базовое образование, квалификация и опыт работы в данной сфере);
требования к страхованию ответственности данных организаций;
требования к членству данных организаций в СРО.
Передача функций по аккредитации данных организаций саморегулируемым организациям (СРО) потребует внесения изменений в федеральный закон «О саморегулируемых организациях», поскольку в настоящее время  саморегулируемые организации данным правом не наделены.
При этом также потребуется введение государственного надзора за деятельностью СРО со стороны федеральных органов исполнительной власти, а также установление актом Правительства Российской Федерации единого порядка аккредитации СРО организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

В разделе «Заключительные и переходные положения» предлагается изложить:
а) Надзор и контроль за соблюдением требований федерального закона.
Предлагается возложить функции надзора и контроля за соблюдением требований закона на Роструд.
б) Переходные положения.
Необходим учет результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда.

III. Внесение изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты в связи с принятием закона о специальной оценке условий труда

Принятие указанного федерального закона потребует внесения изменений в следующие законодательные акты:
а) Трудовой кодекс Российской Федерации (в части исключения правовых норм, связанных с проведением аттестации рабочих мест по условиям труда);
б) ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» (в части согласования вопросов проведения производственного контроля со специальной оценкой условий труда);
в) ФЗ «О саморегулируемых организациях» (в случае передачи аккредитации организаций, осуществляющих специальную оценку условий труда на уровень саморегулирования);
г) В ФЗ, устанавливающие порядок досрочного пенсионного обеспечения (в части введения процедур освобождения плательщиков от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда).
Потребуется также принятие нормативных правовых актов Министерства, утверждающих формы документов, оформляемых по результатам оценки условий труда.
Кроме того, потребуется отмена приказов Минздравсоцразвития России, устанавливающих порядок проведения аттестации рабочих мест и правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (в части исключения из правил аккредитацию аттестующих организаций).
Дополнительно необходимо будет внесение изменений в пенсионное законодательство, в частности Федеральные законы «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» страхователи освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда.
При этом данная норма не затрагивает пенсионные права граждан, которые несмотря на не уплату за них страховых взносов по дополнительным тарифам в этом случае продолжают формировать право на досрочную пенсию.
Таким образом в пенсионное законодательство необходимо как минимум внести норму следующего содержания.
Периоды работы на соответствующих видах работ после 1 января 2013 года засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии уплаты страхователем соответствующих тарифов страховых взносов.
Одновременно для комплексного решения вопроса в соответствии со Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы предлагается установить следующее.
Лицам, осуществляющим работу по состоянию на 1 января 2015 года на соответствующих видах работ независимо от продолжительности требуемого стажа право на формирование и установление досрочной трудовой пенсии по старости сохраняется (с учетом ранее указанного условия уплаты страхователем соответствующих тарифов страховых взносов).
Страхователи имеют право на вычет страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, в случае уплаты взносов на корпоративное пенсионное обеспечение или предоставления работникам иных социальных гарантий в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
То есть лицам, осуществляющим работу по состоянию на 1 января 2015 года на соответствующих видах работ, взамен досрочной трудовой пенсии по старости может устанавливаться корпоративное пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «О корпоративном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», либо денежная надбавка к заработной плате в порядке, установленном коллективным договором и (или) индивидуальным трудовым договором в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, либо предоставляются иные социальные гарантии в целях компенсации за работу на соответствующих видах работ.
Для лиц, впервые после 1 января 2015 года принятых для выполнения определенных работ, условия досрочного назначения трудовой пенсии по старости не распространяются. Указанным лицам работодателем устанавливается компенсационная выплата в связи с досрочной утратой профессиональной трудоспособности вследствие длительной занятости работников в условиях с опасными и вредными производственными факторами в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующим федеральным законом.


 

 

"
Добавить в Закладки Поделиться
 
Эта функция не доступна в Google Chrome. Нажмите на звездочку (символ в конце адрес-бара) или нажмите Ctrl-D, чтобы создать закладку.
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Интернет-конференции